Историю первой подростковой любви рассказали в Нижневартовском ТЮЗе. Столичный режиссер Олег Лабозин поставил в городе на Оби трогательный и красивый спектакль по одноименной пьесе Галины Щербаковой «Роман и Юлька».
Эту же историю экранизировали в восьмидесятых. Картина «Вам и не снилось» (примеч.: название повести изменили для первой публикации в журнале «Юность») покорила тогда советский кинематограф. Ну а новая постановка ТЮЗа - сердца вартовчан. Выходя из зала многие плакали, не сдерживая эмоций. Хотя мокро было не только от слез. Проводником актеров в мир первой любви стала вода. Емкость для нее в виде бассейна - ключевая фигура в сценографии постановки. Брызги воды подчеркнули чистоту и невинность главных героев. А еще разорвали ткань четвертой стены, не раз окропив зрителей первых рядов прохладными каплями.
Бассейн занял центральное место и сыграл роль портала, сквозь который можно было увидеть хронику событий. По обеим сторонам от него установили трибуны, смахивающие на места для болельщиков – для семей и друзей влюбленных. Все это, в общем, образовало визуальный треугольник из статичных объектов. На одной стороне – «интересы» Романа, на другой – Юльки - ни дать ни взять, Монтекки и Капулетти. Эти рифмы с классикой размывать не стали, их вынесли на передний план. В спектакль даже ввели особого персонажа: арбитра и создателя очередной трагедии - самого маэстро Шекспира. Его присутствие удивительным образом разделило историю на две параллельных, существующих как бы порознь и в тоже время вместе.
А не был ли Шекспир трепачем?
«Шоу» началось с неопознанного тела и неразберихи. Все соучастники событий включились в процесс разбора полетов. Одни пытались оправдаться, другие каялись. Третьи пробовали понять, как так вышло. Колготок и танцев, свойственных вестсайдской, в этой истории не было. Зато были взрослые со своими взглядами и идеалами на жизнь детей и зеваки-свидетели, бесцеремонно примеряющие на себя чужую жизнь.
В какой-то момент со сцены прозвучала одна из ключевых фраз: «Уберите от детей руки».
Невероятно сложно было оставаться в это мгновение на месте. Хотелось встать и прокричать из зала о том, как много историй на эту тему уже написано, поставлено, прожито. Так почему же взрослые все также продолжают наступать на эти грабли?
Историю рассказали на языке подростков. Современный, где-то молодежный слог постановки высвечивала динамика сцен. Особенно тех, где ребята-старшеклассники просто живут свою жизнь. Танцы, разговоры на условно табуированные темы, показная взрослость и рассудительность, и, конечно, первые шаги навстречу друг другу – таков их мир. Отношения главных героев, которых зовут почти как шекспировских, искренни и невинны. В большинстве своем первая любовь таковой и бывает. Конечно, часто она заканчиваются расставанием. Родители героев буквально вдалбливают детям эту мысль, обесценивая их переживания. Только они забывают при этом, что случается и по-другому. Иногда первая любовь перетекает во что-то зрелое, долгоиграющее. А порой кончается и трагедией. Особенно, если готовые задушить своей заботой взрослые вмешиваются в отношения неопытных влюбленных, лепя из пластилиновых детей подобие себя.
Как вы живете без любви?
Задается вопросом Юлька - героиня Екатерины Григорьевой.
«Как. Вы. Живете. Без. Любви?», - кричит эта маленькая девочка, бросая каждое слово в, забывших как это вообще – любить, людей.
Актрисе удалось создать образ легкой, словно дуновение ветерка, хрупкой и мудрой не по годам девушки. Она мужественно противостоит стихии непонимания со стороны родителей. Тех, чьи жизни, судя по тому, что видит зритель, далеки от предела мечтаний.
Вот, отец Романа – Костя Лавочкин, пятнадцать лет не может выкинуть из головы образ девочки, в которую когда-то был влюблен. А когда объект нежной памяти материализуется в его жизни снова, его перманентное существование сменяется томительным ожиданием каждой новой встречи с ней. Примеривший на себя роль персонажа Сергей Кондратьев покоряет своей органичной игрой без надрыва. Он заботливый отец среднестатистического семейства, понукаемый женой, превратившейся с годами в увядшую домохозяйку. Вера (мама Ромы) - ее роль исполняет Варвара Шмелева, видит, что происходит с мужем. Из страха и ревности всячески очерняет его первую любовь, а заодно и дочь соперницы. Ведь именно в эту девочку как назло влюбился их сын. Она насильно отрывает Романа от Юльки, не понимая, что сердца подростков уже намертво вросли друг в друга.
Местами кажется, что Варвара Шмелева манипулирует чувствами зрителя, намеренно повышая градус эмоциональности. Запрещенный прием. Однако, на фоне ее обезумевания, будто-бы хладнокровная и уверенная в себе Людмила Сергеевна (мама Юльки) в исполнении Алены Нестеровой, выглядит еще большей противоположностью Вере. Да и очевидно, что Костя этот ей вовсе не нужен. Она с пренебрежением вспоминает о том, что было между ними в юности. Возможно, это напускное или, быть может, тот опыт был настолько травматичен, что вспоминать о нем больно и легче просто отгородиться от чувств. Интересный режиссерский выбор – не включать в постановку отчима Юльки, который фигурировал в фильме. Это обостряет ситуацию до предела. Возникает ощущение, что Людмила Сергеевна больше не верит в любовь. И, если в фильме ощутима поддержка семьи девочки, то в спектакле этого нет. Взрослые поголовно несчастны и тянут детей в пучину собственных страхов и неуверенности. Они пытаются переписать свою историю, распоряжаясь их жизнями.
«Родители, я вас люблю», - говорит от всего сердца Ромка.
И он действительно любит: их, Юльку, жизнь эту. Он вообще хочет жить очень долго и счастливо. Строит планы на будущее. Влюбленный мальчишка в исполнении Сергея Шмарина, получился даже слишком идеальным. Он верит родителям абсолютно, а они предают его. Концовку этой истории автору оригинального текста пришлось переписать в свое время. Режиссер постановки Олег Лабозин мог выбрать любой финал. К счастью, его вариант вышел не таким трагичным, как у Шекспира. Зато он более правдоподобен.
В этом сезоне местные театры порадовали зрителей ещё несколькими премьерами. Об одной из таких я рассказывала в прошлой статье - о спектакле "Время секонд хенд" режиссера Александра Баркара.
#Редакция газеты "Местное время" #вам и не снилось #театр #человек и общество #любовь и отношения