Найти в Дзене
Пишу тут

Живые мы или нет

Оглавление

Историю первой подростковой любви рассказали в Нижневартовском ТЮЗе. Столичный режиссер Олег Лабозин поставил в городе на Оби трогательный и красивый спектакль по одноименной пьесе Галины Щербаковой «Роман и Юлька».

Эту же историю экранизировали в восьмидесятых. Картина «Вам и не снилось» (примеч.: название повести изменили для первой публикации в журнале «Юность») покорила тогда советский кинематограф. Ну а новая постановка ТЮЗа - сердца вартовчан. Выходя из зала многие плакали, не сдерживая эмоций. Хотя мокро было не только от слез. Проводником актеров в мир первой любви стала вода. Емкость для нее в виде бассейна - ключевая фигура в сценографии постановки. Брызги воды подчеркнули чистоту и невинность главных героев. А еще разорвали ткань четвертой стены, не раз окропив зрителей первых рядов прохладными каплями.

Фото Олега Лабозина.
Фото Олега Лабозина.

Бассейн занял центральное место и сыграл роль портала, сквозь который можно было увидеть хронику событий. По обеим сторонам от него установили трибуны, смахивающие на места для болельщиков – для семей и друзей влюбленных. Все это, в общем, образовало визуальный треугольник из статичных объектов. На одной стороне – «интересы» Романа, на другой – Юльки - ни дать ни взять, Монтекки и Капулетти. Эти рифмы с классикой размывать не стали, их вынесли на передний план. В спектакль даже ввели особого персонажа: арбитра и создателя очередной трагедии - самого маэстро Шекспира. Его присутствие удивительным образом разделило историю на две параллельных, существующих как бы порознь и в тоже время вместе.

А не был ли Шекспир трепачем?

«Шоу» началось с неопознанного тела и неразберихи. Все соучастники событий включились в процесс разбора полетов. Одни пытались оправдаться, другие каялись. Третьи пробовали понять, как так вышло. Колготок и танцев, свойственных вестсайдской, в этой истории не было. Зато были взрослые со своими взглядами и идеалами на жизнь детей и зеваки-свидетели, бесцеремонно примеряющие на себя чужую жизнь.

В какой-то момент со сцены прозвучала одна из ключевых фраз: «Уберите от детей руки».

Невероятно сложно было оставаться в это мгновение на месте. Хотелось встать и прокричать из зала о том, как много историй на эту тему уже написано, поставлено, прожито. Так почему же взрослые все также продолжают наступать на эти грабли?

Фото Олега Лабозина.
Фото Олега Лабозина.

Историю рассказали на языке подростков. Современный, где-то молодежный слог постановки высвечивала динамика сцен. Особенно тех, где ребята-старшеклассники просто живут свою жизнь. Танцы, разговоры на условно табуированные темы, показная взрослость и рассудительность, и, конечно, первые шаги навстречу друг другу – таков их мир. Отношения главных героев, которых зовут почти как шекспировских, искренни и невинны. В большинстве своем первая любовь таковой и бывает. Конечно, часто она заканчиваются расставанием. Родители героев буквально вдалбливают детям эту мысль, обесценивая их переживания. Только они забывают при этом, что случается и по-другому. Иногда первая любовь перетекает во что-то зрелое, долгоиграющее. А порой кончается и трагедией. Особенно, если готовые задушить своей заботой взрослые вмешиваются в отношения неопытных влюбленных, лепя из пластилиновых детей подобие себя.

Как вы живете без любви?

Задается вопросом Юлька - героиня Екатерины Григорьевой.

«Как. Вы. Живете. Без. Любви?», - кричит эта маленькая девочка, бросая каждое слово в, забывших как это вообще – любить, людей.

Актрисе удалось создать образ легкой, словно дуновение ветерка, хрупкой и мудрой не по годам девушки. Она мужественно противостоит стихии непонимания со стороны родителей. Тех, чьи жизни, судя по тому, что видит зритель, далеки от предела мечтаний.

Вот, отец Романа – Костя Лавочкин, пятнадцать лет не может выкинуть из головы образ девочки, в которую когда-то был влюблен. А когда объект нежной памяти материализуется в его жизни снова, его перманентное существование сменяется томительным ожиданием каждой новой встречи с ней. Примеривший на себя роль персонажа Сергей Кондратьев покоряет своей органичной игрой без надрыва. Он заботливый отец среднестатистического семейства, понукаемый женой, превратившейся с годами в увядшую домохозяйку. Вера (мама Ромы) - ее роль исполняет Варвара Шмелева, видит, что происходит с мужем. Из страха и ревности всячески очерняет его первую любовь, а заодно и дочь соперницы. Ведь именно в эту девочку как назло влюбился их сын. Она насильно отрывает Романа от Юльки, не понимая, что сердца подростков уже намертво вросли друг в друга.

Местами кажется, что Варвара Шмелева манипулирует чувствами зрителя, намеренно повышая градус эмоциональности. Запрещенный прием. Однако, на фоне ее обезумевания, будто-бы хладнокровная и уверенная в себе Людмила Сергеевна (мама Юльки) в исполнении Алены Нестеровой, выглядит еще большей противоположностью Вере. Да и очевидно, что Костя этот ей вовсе не нужен. Она с пренебрежением вспоминает о том, что было между ними в юности. Возможно, это напускное или, быть может, тот опыт был настолько травматичен, что вспоминать о нем больно и легче просто отгородиться от чувств. Интересный режиссерский выбор – не включать в постановку отчима Юльки, который фигурировал в фильме. Это обостряет ситуацию до предела. Возникает ощущение, что Людмила Сергеевна больше не верит в любовь. И, если в фильме ощутима поддержка семьи девочки, то в спектакле этого нет. Взрослые поголовно несчастны и тянут детей в пучину собственных страхов и неуверенности. Они пытаются переписать свою историю, распоряжаясь их жизнями.

«Родители, я вас люблю», - говорит от всего сердца Ромка.

И он действительно любит: их, Юльку, жизнь эту. Он вообще хочет жить очень долго и счастливо. Строит планы на будущее. Влюбленный мальчишка в исполнении Сергея Шмарина, получился даже слишком идеальным. Он верит родителям абсолютно, а они предают его. Концовку этой истории автору оригинального текста пришлось переписать в свое время. Режиссер постановки Олег Лабозин мог выбрать любой финал. К счастью, его вариант вышел не таким трагичным, как у Шекспира. Зато он более правдоподобен.

В этом сезоне местные театры порадовали зрителей ещё несколькими премьерами. Об одной из таких я рассказывала в прошлой статье - о спектакле "Время секонд хенд" режиссера Александра Баркара.

#Редакция газеты "Местное время" #вам и не снилось #театр #человек и общество #любовь и отношения