Найти в Дзене
Невино, Недомино

«Бэтмен». Унылый рыцарь свинского образа

До российских экранов — пусть не больших, а малых и домашних — окольными пиратскими путями добрался многострадальный «Бэтмен» Мэтта Ривза. Для тех, кто в танке (или, напротив, каким-то чудом не в танке), напомним предысторию: аккурат накануне российской премьеры нового фильма про Человека-летучую мышь в мир кинопроката вторглась геополитика, и в итоге Голливуд принял решение не радовать больше дорогих россиян своим бесценным контентом. Собственно, «Бэтмен» и стал первой летучей мышкой этой чудесной весны, когда из-под снега появились не цветы, а пустые кинотеатры.

Что же в итоге? Просмотрев новый фильм, «Невино, Недомино» может ответственно заявить: сложно придумать лучшую иллюстрацию того, что отлучённая от Голливуда Россия не потеряла вообще ничего (а то и приобрела).

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.

Включив «Бэтмена», вы с ужасом поймёте, что он идёт три часа. Через несколько минут просмотра становится понятно, почему: создатели специально замедляют повествование, тем самым, видимо, пытаясь создать некую «атмосферу». В результате три часа превращаются в мучительную адскую вечность: персонажи разговаривают медленными и тихими голосами, вдобавок пытаясь звучать максимально мрачно, и под стать им — словно улитка в вязком сиропе — движется изображение.

Каков сюжет фильма? Брюс Уэйн (Роберт Паттинсон), по ночам лупцующий гопников по подворотням в костюме зоофрика, сталкивается с куда более серьёзным противником, называющим себя Загадочником. Тот убивает всевозможных сливок готэмского общества, одновременно разоблачая их гнилую сущность: коррупцию, разврат, наркоманию и прочие «пороки буржуазии». Кроме того, Загадочник оставляет Бэтмену — что бы вы думали? — конечно, загадки! Идущий по этому следу из хлебных крошек герой сталкивается с мрачными тайнами прошлого, в том числе собственной семьи: впервые в истории киновселенной Бэтмена невинно убиенные Томас и Марта Уэйн оказываются личностями довольно сомнительными.

Как обычно, Бэтмену ассистируют комиссар Гордон (Джеффри Райт) и дворецкий Альфред (Энди Сёркис), а из более интересных персонажей нам показывают Женщину-кошку (Зои Кравиц) и Пингвина (Колин Фаррелл, узнать которого здесь просто невозможно). Вот только в этих персонажах не остаётся и грамма комиксовой эксцентрики, свойственной всем предыдущим экранизациям, и в итоге мрачное готэмское фэнтези окончательно превращается в приземлённый озабоченно-социальный человеческий детектив.

У Нолана, который и задал тренд реалистичности кинокомиксов, всё-таки были загадочные зловещие азиаты (с традицией, уходящей к «доктору Фу Манчу»), а также инфернальный Джокер. Ривз же словно изъял из «Бэтмена: Начало» и «Тёмного рыцаря» всё самое сочное, оставив только скучную мафию (боссами которой вместо Тома Уилкинсона и Эрика Робертса здесь стали Джон Туртурро и уже упомянутый Фаррелл). Загадочник же, блестяще сыгранный Полом Дано (правда, в одной-единственной сцене), в первые два часа служит всего лишь фоном для основного действия, а в финале быстро превращается в жалкое ничтожество с убогой мотивацией.

Вообще, вторичность нового «Бэтмена» бросается в глаза даже на уровне отдельных сцен: монолог главного героя в самом начале будто слизан у Роршаха из «Хранителей», а видеопослания главного злодея, сопровождаемые безумным смехом, явно копируют выкрутасы Джокера из «Тёмного рыцаря» (здесь, правда, дополненные изысками маньяка из «Пилы»). Даже изящный способ показать «ушки» Женщины-кошки позаимствован у героини Энн Хэтэуэй.

«Бэтмен» Ривза — типичный голливудский нуар, ядро которого составляет неспешное расследование преступлений прошлого и тесно переплетённых с ними заговоров настоящего. Увы, но сюжетная наивность и мелочный характер вскрываемых тайн тоже соответствуют жанровому канону: подобно «Китайскому кварталу», где вся интрига свелась к коррупционным проявлениям муниципального уровня, в картине Ривза всё крутится вокруг какой-то фальшивой «реновации» (привет, Собянин) и обманутых детдомовских сироток. Причём последние в итоге объявлены злодеями и отморозками, что выглядит совсем уж запредельным социальным свинством, особенно на фоне озабоченности современного Голливуда проблемами всевозможных страдающих меньшинств. Более того — нищие сироты-дегенераты противопоставлены богатенькому сироте Брюсу Уэйну, самоотверженно спасающему молодую прогрессивную негритянку-мэра от происков мерзких обитателей дна. Неудивительно, что с такой мотивацией несчастный Паттинсон не может ничего толком сыграть, а только корчит байронически-мрачные физиономии.

Для Ривза — режиссёра, способного снимать классное кино — «Бэтмен» явно стал творческим регрессом в сравнении с его предыдущим фильмом, довольно глубокой военной антиутопией «Планета обезьян: Война» (особенно актуальной сейчас). А тот восторг, с которым новый фильм встретили критики и зрители на Западе, заставляет в очередной раз усомниться в их адекватности: кажется, люди живут в каком-то сильно своём мире, всё менее и менее смыкающемся с реальностью.