Найти тему
Начальные классы

Скринкасты как образовательное средство в современном уроке

Оглавление

( из опыта работы )

Жигала Светлана Ивановна

учитель начальных классов,

БОУ «Русскополянская школа №2»

2021 год

Современные требования к организации образовательного процесса требуют от преподавателя не только новых форм организации обучения, но и работу с разноформатной информацией. Развитие возможностей мультимедийных технологий позволяет не только демонстрировать видео, но и создавать свои, узкоспециализированные продукты в видео формате.

Одной из таких технологий, которые совсем недавно я стала применять на своих уроках для объяснения темы и дистанционно обучения заболевшим ребятам - это процесс видеозаписи с экрана монитора при помощи специального программного обеспечения называется скринкастингом, а полученное видео – скринкастом.

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Ребёнка необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Использование учебных видео и скринкастов на уроках, позволяет повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.

Я уверена, что скринкасты совершат настоящую революцию в мире интернет-обучения! Поэтому со временем пришла к решению – необходимо научиться самой записывать видеоуроки.

Сам процесс создания скринкаста – это своего рода написание картины,

творческий процесс, скринкаст должен быть информационно насыщенным и полезным.

Каждый видеоурок представляет собой пошаговую инструкцию с подробными комментариями всех действий, которые я совершаю. Такой видеоурок смотрится легко и непременно приводит обучаемого к положительному результату. Несомненно, видеоуроки – это мощное, высокоэффективное и доступное средство современного образования, которое может в разы облегчить процесс обучения.

Сейчас видеоуроки используются повсеместно. При помощи скринкастов вы можете записывать скайп-интервью, презентации Power Point и выкладывать их в виде видеороликов в Интернет. Они помогут усовершенствовать процесс обучения и добиться более высокой успеваемости учеников..

Скринкаст может содержать неподвижные изображения (слайды, содержащие текст или фотографии) или действия на экране (перемещение курсора мыши, рисование или запись на слайде, видеоклипы.) с голосовым или музыкальным сопровождением.

Используя технологию скринкастинга я создаю видеоуроки для поддержки учебного процесса на изучаемой дисциплине:

- видеопрезентации (изображения, сопровождающиеся музыкой или голосом);

- видеоинструкции (процесс выполнения каких-либо действий, приводящих к желаемому результату).

Образовательные возможности скринкаста можно обосновать следующими его характеристиками:

- представление реального процесса работы с программой или сервисом Интернет, что позволяет оценить временные затраты на решение задачи;

- содержание большого количества информации, благодаря интеграции изображения и звукового сопровождения;

- возможность выбрать удобный темп воспроизведения и количество просмотров;

- возможность самостоятельной и удалённой работы, при этом создаётся ощущение личного присутствия на занятии.

Можно выделить три основных способа работы со скринкастами:

- когда происходит дистанционная и самостоятельная работа;

- как дополнительный инструмент для закрепления изучаемой темы;

- при изучении учебного материала, который легко воспринимается в визуальной форме.

Безусловно использование скринкастов на уроках является наиболее продвинутым средством обучения, так как современным детям интереснее получить визуализированную и озвученную информацию, чем прочитать текст. Поэтому при помощи звука и видео информация становится более доступной и понятной. Особенностью данного средства является возможность задействовать сразу несколько «каналов восприятия информации»: зрительный, моторный и слуховой.

Еще одна особенность этого видеоурока в том, что мои дети могут его просмотреть несколько раз дома. Свои видеуроки я выставляю в студии на канале Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCTY75BARvSVIh9hVC_v_Z0g, где учащиеся при подготовке к проверочной работе могут ещё раз просмотреть видеоуроки и вспомнить или запомнить материал, если не усвоили сразу на уроке.

Скринкасты можно использовать при проведении и организации мастер-классов, для создания обучающих видеороликов, наглядных пособий как элементов урокаЛучше использовать фрагменты видео, т.к. детям может надоесть только интерактивность. Также скринкасты позволяют работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья или находящимися на домашнем обучении.

Использование скринкаста является эффективным средством для начала самостоятельной подготовки к контрольным работам, повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения, задания решаются в индивидуальном темпе, всегда есть возможность увидеть свои ошибки и поработать над ними. Для проверки знаний я создаю онлайн- тесты, которые стали после проведения таких уроков показывать намного лучший результат.

В качестве технических средств создания скринкастов необходимы:

компьютер, наушники с микрофоном или по отдельности, ПО.

Рассмотрим этапы реализации скринкастов:

-подготовка материала;

-технические настройки;

-запись видео и аудио;

-монтаж;

-размещение скринкаста в сети Интернет, локальной сети, на ПК.

Для записи качественного видео необходимо не только оборудование и программное обеспечение, но и умение обрабатывать звук и видео. Важно отметить, что на запись одного небольшого качественного скринкаста может потребоваться несколько часов работы: от замысла до конечного результата. Перед тем, как начать записывать видео, нужно составить план, а лучше всего прописать речь, которая будет говориться во время записи. Создание видеоуроков – это целая наука со своими правилами и законами.

Преимущества скринкастов: скринкасты позволяют не только услышать педагога, но и увидеть представляемый материал и действия, которые затем нужно повторить, чтобы выработать необходимый навык.

Недостатки скринкастов:

-процесс записи скринкаста слишком трудоёмкий, не всегда получается записать скринкаст с первого раза;

- для записи скринкаста необходимо специальное оборудование и компьютерные программы;

- не все темы можно представить в форме скринкастов.

Можно сделать вывод о том, что дидактически правильное и корректное использование технологии скринкаста благотворно влияет на образовательный процесс в целом.

В заключении хочется отметить, что видеоконтент с каждым годом будет набирать свою популярность в связи с развитием дистанционного обучения и умение создавать собственные скринкасты нужно развивать у всех педагогов разных специальностей. Освоив этот метод, педагоги смогут перейти на более высокий уровень обучения. Видеоуроки – это мощное, высокоэффективное и доступное средство современного образования, которое может в разы облегчить процесс обучения.

А закончить мне бы хотелось стихотворением : Ты-Педагог!

Автор: Елена Михайлова-Самара

Суметь понять и дать совет,

Уметь отдать души свой свет,

Для каждого найти добро,

Чтоб в сердце прижилось оно,

Не важно, сколько пройдено дорог,

Нашел свою! Ты-Педагог!

Список литературы:

1. Мозолевская А.Н. (и др.) Скринкастинг как элемент образовательной технологии // Проблемы и перспективы развития регионального отраслевого университетского комплекса ИрГУПС. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 156 с.

2. Тихонова Е.В. (и др.) Использование современных электронных

устройств как средство повышения эффективности интеграции интернет-технологий в лингвообразовательное пространство // Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования (Материалы V Всероссийской научно-методической конференции). – М,2011. – 292 с. – ISBN 978-5-904391-25-6.

3. Greg R. Notess. Screencasting for Libraries (THE TECH SET® #17). – 2012.– ISBN 978-1555707866 (англ.).

4. Jeremy Wagstaff. Loose Wire: A Personal Guide to Making Technology Work for You. – Equinox Publishing (Jakarta), 2007. – ISBN 979-3780-39-8 (англ.)