В наших грехах и страстях не виноваты ни вино, ни женщины, ни деньги, ни богатство, как иные хотят себя оправдать, а наша неумеренность. Пьяницы винят вино, блудницы или блудники винят мужчин или женщин, сребролюбцы винят деньги, богатые винят богатство и так далее. Выходит, что если бы не было вина, женщин, денег, богатства, то грешники не грешили бы. Богом устроено все премудро и прекрасно. Но от неразумного употребления и пользования вещами получается зло.
Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966).
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин.
Слова, которыми великий поэт завершает «Сказку о Золотом Петушке», могут стать эпиграфом к любой его сказке, потому что каждая из них содержат глубокий смысл, раскрывающийся не сразу, а благодаря пристальному вниманию.
Принято считать, что чтение сказок уместно в младенческом возрасте как способ первичного познания мира и просто развлечения. Однако более зрелое восприятие многогранного произведения может привести к осмысленным открытиям.
Для примера возьмём «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Уже в самом начале вызывают недоумение строки:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.
Отчего умерла царица? От радости, что ли? В социальных сетях, размышляя над этим вопросом, люди выдавали разные версии, большей частью сводя всё к авторской прихоти или ставя царице диагноз вроде послеродовой горячки и смерти от сильного эмоционального всплеска, который противопоказан сердечникам.
Разберём первый вариант: авторская прихоть. Сюжет сказки очень распространённый, и его архетип присутствует в фольклоре разных народов мира. Вполне возможно, что перед нами обычный мифологический сюжет об умирающем и воскресающем боге, в данном случае - богине. Царица должна была умереть, иначе действие не получило бы развития. А раз она была хорошей женщиной (по мифу – богородицей), так пусть умрёт счастливой, причём к обедне – богослужению, во время которого подготавливаются вино и хлеб для последующего причащения, а также поминаются души живых и усопших христиан.
Но это жизнь богов. Давайте посмотрим с земной точки зрения. На самом деле в сказке три смерти, и только одна из них заканчивается воскрешением, то есть определённая жизнь имеет право на продолжение, а две других – не имеют. Какие же?
Первая царица «восхищенья не снесла», то есть действительно умерла от сильнейшей эмоции, в православии – глубокого чувствования, иначе - страсти. Примеров таких в жизни, увы, немало. В духовной литературе рекомендуется усмирять страсти, для того чтобы душевное здоровье оказывало благотворное влияние и на здоровье физическое. Смирение отнюдь не значит равнодушие. Просто к большим чувствам оно добавляет разум, который не даёт чувству оказать губительное воздействие на тело – нарушить энергетическое равновесие, которое приведёт к сбою всего организма, и, следовательно, к его гибели.
Что же делает царица? Читаем:
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Царица «у окна села ждать его одна», то есть ровным счётом ничего не делает! Не хлопочет по хозяйству, не занимается рукоделием, ни с кем не общается, не планирует будущего ребёнка… Только сидит, смотрит в окно и страдает! Вторая царица именно это ей и припомнила:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Ни тело, ни разум царицы никак не задействованы – само собой, остаются только глубокие чувствования, страсти. Даже родила она как бы между прочим:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Нигде не говорится о том, что у царицы были тяжёлые роды, была ли она рада ребёнку и любовалась им. Роды были единственным проявлением физической жизни внутри жизни глубоких чувствований – сначала страдания от разлуки с любимым, потом - большой радости от встречи с ним. Страсти, достигшие высокого накала за девять месяцев накопления, окончательно разрушили организм царицы при смене одной сильной эмоции на другую.
Если «урок» непонятен, объясню: мудрая мать не позволит себе сильных переживаний, не даст развиться страстям, а отвлечёт себя каким-нибудь занятием или рукоделием, побережёт себя; ведь мало родить ребёнка, его ещё и вырастить нужно. А для этого нужно много физических и душевных сил на долгие годы.
Вторая царица тоже умерла от страсти – от «тоски», то есть неутолённой гордыни, которая стоит первой в списке семи смертных грехов:
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Этот персонаж также заслуживает внимания. Пушкин описал вторую царицу достаточно подробно. Сначала подчеркнул её достоинства:
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
Но затем поэт отметил, как все эти качества перечёркивает несносный характер:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Чем же занимается новая царица? А тоже – ничем! Ничего не делает, хозяйством не занимается, падчерицу не растит, ни с кем не общается, кроме зеркальца. В переводе на современные реалии, царица была оторвана от живого общения и целыми днями пялилась в гаджет, где вела приятный разговор с «воображаемыми друзьями».
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Героиня регулярно «выкладывала фотографии» в «зеркальце-гаджет» и ждала одобрения, причём её самочувствие напрямую зависело от количества поставленных «лайков».
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Что ж тут удивляться тому, как расстроилась царица, когда «лайков» стало меньше! Страсти взяли над ней такую волю, что затмили разум! Она готова на любое преступление, лишь бы вновь вернуть себе расположение «воображаемых друзей». Когда царица могла совершать злодейства и удовлетворять свои страсти – гордыню, злобу и зависть, она ещё как-то существовала (бесам вполне хватало "питания"), а как только «источник» закончился, неутолённая страсть – «тоска» - уничтожила царицу.
Неуёмные страсти, сделавшие из человека с неплохими задатками исчадие ада, свели на нет не только жизнь физическую, но и духовную: о почившей осталась недобрая память, которую тут же постарались стереть:
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили.
Двум героиням, поддавшимся страстям, противопоставлена Царевна. Это действительно пример укрощённых страстей, образец смирения, или, другими словами, уравновешенности – равновесия чувств и разума.
Уравновешенность предполагает спокойное восприятие всего происходящего вокруг, защиту от необдуманных слов и поступков, отсутствие резких, неожиданных проявлений. Уравновешенные люди приветливы, доброжелательны, уверены в своих силах и терпеливы, стойко принимают удары судьбы и в любой ситуации ищут выход из положения. Это прямая характеристика Царевны, которая у Пушкина выражена ёмко и кратко:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Ещё раз подчёркиваю, что уравновешенность вовсе не предполагает равнодушия. Царевна испытывает сильные чувства, и первое из тех, что описал Пушкин, это чувство сильнейшего страха:
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась…
Но именно разум помогает Царевне уговорить Чернавку пощадить её, взывая не только к милосердию служанки. Обуреваемая страхом Царевна не забывает о щедрых посулах, от которых Чернавка не смогла отказаться:
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Чернавка, «в душе её любя», отпустила Царевну. Заручившись у неё поддержкой на будущее (пусть неясное, а вдруг!), служанка начинает красочно лгать царице, чтобы не нарушить зыбкого благополучия в настоящем. Психология раба в пушкинских сказках – это ещё один повод для размышления, однако вернёмся к Царевне.
А она блуждает по лесу, не теряя при этом присутствие духа. Пушкин не описывает ни её страданий, ни страха, ни истерик. Царевна принимает свою судьбу спокойно, как должное, однако не сдаётся:
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла…
Такое мудрое спокойствие чувствует и собака, которая выбежала навстречу Царевне. Животное сразу понимает, что перед ним человек неопасный и в то же время уверенный в себе:
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо…
Царевна устала, измучилась в лесу, однако нашла в себе силы внимательно осмотреть жилище, правильно оценить ситуацию и понять, что ей «обиду» здесь не нанесут:
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Как человек уравновешенный и, следовательно, доброжелательный, благодарный, Царевна не сидит сложа руки, поджидая хозяев. В доме «добрых людей» она наводит порядок, внося в жилище частичку женского уюта, и только потом отдыхает:
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Смотрите: Царевна трудится! Выполняет обыкновенную домашнюю работу, что как бы не пристало высокородной особе. Но именно обычные домашние дела позволяют ей привести в порядок мысли и чувства, убрать возникшее в незнакомом месте беспокойство, чтобы в следующей ситуации вновь поступить взвешенно и разумно.
Когда на пороге появились хозяева дома, Царевна не засуетилась, не бросилась им навстречу, не стала оправдываться, что, мол, забрела случайно, а дождалась от них именно тех слов, которые были ей нужны, то есть гарантировали безопасность в доме с семью мужчинами:
«…Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла…
Выйдя к богатырям, Царевна так же скромно проводит ритуал приветствия, приличный каждой девушке:
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Далее следует гениальная фраза Пушкина:
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
Именно в речи, в умении держаться скромно и с достоинством видна настоящая Царевна, а не та, которая увешала себя бриллиантами и левой пяткой нахлобучила на свою голову «корону». «Заговори, чтоб я тебя увидел!» - восклицал древнегреческий философ Сократ в V веке до н.э., заметив связь между речью человека и его нравственным и культурным уровнем: речь отображает внутренние установки и характер человека. Царевна успела сказать лишь несколько слов, но богатыри тут же определили её статус и стали обращаться к ней соответственно.
Как человек уравновешенный, Царевна стойко принимает новый поворот судьбы, не страдая попусту:
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей…
«Не скучно ей!» - это значит, что она занята делом. Труд отвлекает её от мрачных мыслей, а результаты труда радуют взор и успокаивают душу:
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Все жильцы этого «терема» относятся друг к другу с уважением и пониманием, и это тоже служит миру и согласию:
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
«Не скучно ей!» - это не значит, что Царевна забыла о суженом! Она по-прежнему верна ему, что впоследствии и подтверждается, когда богатыри всей толпой придут к ней свататься. И в такой пикантной обстановке Царевна «включает разум» и находит самые нужные слова, которые снимают напряжение и предупреждают возможные обиды:
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
Богатырей поразили простые слова Царевны. Такая верность данному обещанию не могла не вызвать уважения и восхищения. Никто из мужчин даже не попытался настаивать на своём, убеждая, что «королевич далеко и наверняка уже нашёл себе другую», что «часики-то тикают» и что «нечего ломаться».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Царевна не поддаётся страстям: не скучает, не страдает, не капризничает, не пытается манипулировать любящими её людьми, требуя, к примеру, от богатырей пойти походом на царство, свергнуть ненавистную царицу и т.д. Негативные чувства вообще никак не присутствуют в ней. Царевна просто живёт и терпеливо ждёт, положившись на волю Божью. Тем самым обретает духовную защиту, выкованную из собственных качеств: доброжелательности, терпения, стойкости и смирения. Зло будто отскакивает от неё, и даже яд теряет полную силу. Проглотив кусочек от отравленного яблока, Царевна не умирает, а лишь засыпает, как живая. И просыпается вовремя, благодаря великой силе любви.
Королевич Елисей под стать невесте. У него такой же уравновешенный характер, самыми очевидными проявлениями которого являются стойкость и уверенность в своих силах (упорно ищет пропавшую суженую), отсутствие озлобленности (не мстит тем, «кто в глаза ему смеется»), уважительность и приветливость (обращения к Солнцу, Месяцу и Ветру). Мужчина не стесняется своих эмоций. Потеряв возлюбленную, «он горько плачет», но это искреннее проявление чувств никак не умаляет его мужественности. И тоска его одолевает:
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
Но эта тоска, как видите, совсем другая, нежели у цариц. Это гнетущее чувство не поглощает Елисея полностью, оказывая влияние на самочувствие. Оно овладевает героем, когда тот вынужденно бездействует, а как только наступает нужный момент, королевич Елисей тут же пускается в путь. Изо дня в день он ведёт поиски и верен своему долгу - для него это настоящая жизнь. Такое упорство вознаграждается обретением возлюбленной.
Таким образом, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» учит «добрых молодцев» и «красных девиц» житейской мудрости, незаметно, исподволь показывает преимущество уравновешенности, которое защищает от необдуманных слов и поступков, позволяет рационально воспринимать всё происходящее вокруг, а главное, помогает справиться с губительными для здоровья и жизни страстями.
Елена Степина.
#современный Пушкин #восхищение #страсти #тоска #уравновешенность #гаджет #лайк