Для того чтобы человек мог возвысить свое сознание, нужно обратиться за помощью. Потому что, если бы у нас уже было такое сознание, мы бы не ходили на семинары. Проблем бы у нас не было или бы их было меньше. Но раз эти проблемы есть, значит мощностей моего восприятия недостаточно. И поэтому Веды предлагают обратиться за помощью к человеку, у которого сознание выше. Если вы видите человека и вам нравится его восприятие мира, то надо перенимать у него это сознание. Например, вы видите, как он смотрит на какие-то трудные ситуации – даже во время мексиканских танцев умудряется не кидать в них пульт от компьютера. Или вы видите каких-то святых людей, чистых людей. Надо перенимать у них это сознание.
Как перенимается сознание? Это происходит за счет слушания, размышления и практики. На санскрите это звучит шраванам, мананам, нидьядьясанам. Для того чтобы обрести знания того человека, который вас вдохновляет, то первое, что нужно делать, – это попытаться как можно внимательнее слушать. Слушать можно по-разному, и разные виды слушания применимы для разных ситуаций.
Например, если кто-то вам рассказывает какой-то кошмар и вам деваться некуда, то, может быть, можно слушать, не слушая, чтобы не оскверняться. Но если вы хотите у кого-то научиться мировоззрению, видеть мир глазами этого человека, то нужно слушать очень внимательно, проникнуться, чтобы его слова втекали в ваше сознание. Это называется эмпатическим слушанием, с эмоциональной вовлеченностью. Когда мы слушаем чистых людей с таким сознанием, то их сознание начинает вибрировать в нашем сознании, и мы начинаем уже понемногу смотреть так, как смотрят они.
У меня был случай в Индии на лекции духовного учителя. В той аудитории, где мы сидели, было несколько сот человек, может, пятьсот человек, сидели очень плотно. И там был один человек, который недостаточно уважительно со мной поступил, мягко выражаясь, так уж получилось. И у меня было какое-то неприятное чувство по отношению к нему, я на него смотрел, и мне становилось нехорошо, все время думал: «Ну как он мог так поступить?» И вот мы все пятьсот человек сидим и слушаем духовного учителя, и он делится своим мировоззрением, своей глубиной восприятия мира. Я смотрю на людей, и их лица просто проясняются, меняется мировоззрение, и на лицах это отражается. Я потом посмотрел на того человека и подумал: «Почему я на него обиделся? Хороший же человек». 30 минут этой лекции – и ничего не осталось от моей обиды. Понятно, на время, потому что потом старые привычки опять взяли верх: «Нет-нет, ты же пуп земли, с тобой так нельзя». Но практика шраванам (слушание) – это очень важная вещь. Должно быть правильное слушание — слушание с желанием принять.
1