Найти тему

Представьте, что вы на сеансе провокационной терапии...

Представьте, что вы заходите в кабинет психолога, подготовив предварительно запрос на тему преодоления дисфорического состояния и постоянной неудовлетворенности жизнью, собой и окружающими, преисполненные внутреннего недоверия, с мыслями, как вам будет трудно раскрываться перед терапевтом, что, скорее всего, и он вам ничем не поможет. И тут вы видите психолога в целом аккуратно одетого, но с расстегнутой ширинкой и торчащими красными труселями.

Какова будет ваша реакция?

Или представьте, что вы пришли на приём к очередному психологу и в который раз рассказываете о том, какой вы никчёмный, ленивый раздолбай, которому никто не может помочь выбраться из многолетней прокрастинации. Психолог эмпатично старается вас поддерживать, но ваше ощущение безнадёжности только усиливается, о чём вы сообщаете. Тогда психолог вдруг соглашается с вами и говорит:

- Да, вам уже не помочь. Вы были у нескольких специалистов и ни один не смог справиться с вашим состоянием, а теперь и я признаю своё бессилие. Ваш прогресс напоминает движение черепахи, увязшей в бетоне.

Вы обижаетесь, обвиняете терапевта:

- Как вы можете такое говорить клиенту, который находится в регрессии, в уязвимом эмоциональном состоянии младенца! Вы повторно меня травмировали своим отношением!

Психолог: - Если вы продолжите эту игру в "регресс", то будете первым младенцем в мире, у которого растут волосы на лобке.

Ваша реакция?

А Фрэнк Фарелли (психотерапевт, основоположник провокационной психотерапии) только в таком ключе и работал с пациентами, на которых многие клиницисты уже махнули рукой, как и сами они, смирившиеся с тем, что их состояние безнадёжно.

-2

Фрэнк Фарелли в своей терапии использовал много юмора, технику доведения проблемы до абсурда, не боялся выглядеть перед пациентами нелепым, вступать с ними в жёсткую конфронтацию, говорить честно в лицо то, что он о них думает.

Приведу некоторые принципы Фарелли, на которых он построил свой метод терапии.

1. Невозможно оставаться закрытым во время неожиданной шутки или смешной ситуации. Эти условия помогают убрать самозащиты пациента.

2. Конструктивный гнев пациента является мощной мотивацией для выздоровления.

3. Психологическая хрупкость пациентов чересчур преувеличена как самими пациентами, так и их окружением.

4. Не нужно скрывать от пациентов свои эмоции, а быть конгруэнтным. То, чего не скажут пациенту его лучше друзья, должен сделать его терапевт.

Действительно, провокационный метод может дать отличный результат, если привычные подходы не помогают и терапевт с пациентом топчутся на месте. Но предварительно следует взвесить все "за" и "против".

А с какими провокациями психолога Вы встречались?