18 января 1961 года — шестеро мужчин соревновались за право стать первым космонавтом Советского Союза.
Шестеро мужчин, как их после прозвали "Ударная шестерка", тренировались в течение десяти месяцев с марта 1960 года в Москве. В последующие переселятся в специально построенные жилые дома в Звездном городке, но в январе 1961 года они жили близ авиабазы Чкаловский в простых двухкомнатных квартирах с женами и детьми, если они у них были, или в более простых холостяцких помещениях.
Это было далеко от комфортабельного дома Алана Шепарда (космонавт США) в зеленом пригороде Вирджиния-Бич. По советским стандартам у советских космонавтов было привилегированное жилье.
Никто в Чкаловском, кроме участников миссии, не знал, зачем эти шестеро здесь и для чего они тренируются. Ни их родители, ни их друзья, ни их бывшие коллеги по военно-воздушным силам, даже их собственные жены не знали цель миссии. В отличие от Mercury Seven (группа из семи первых в мире астронавтов , отобранных NASA), которые были известны на всю Америку, если не на весь мир, шестеро мужчин существовали только в тени.
Было еще одно ключевое отличие от Mercury Seven. Эти шестеро были не единственными космонавтами, прошедшими подготовку. Было еще четырнадцать. В процессе отбора, который был еще более безжалостным, чем тот, которому подверглись американские астронавты, из первоначального резерва, насчитывавшего почти 3500 военных летчиков, было отобрано двадцать человек. У советской космической программы были амбиции покорить космос и для этого им требовались человеческие ресурсы. Все двадцать человек приступили к обучению весной 1960 года, всего через два месяца после того, как премьер-министр СССР Никита Хрущев призвал своих главных инженеров-космонавтов ускорится, считая что США могут определить СССР. К тому времени Mercury Seven уже тренировалась почти год. Советскому Союзу нужно было быстро наверстать упущенное.
Кроме широких намеков в жестко контролируемой прессе на то, что «советские люди» скоро посетят космос, факты миссии скрывались, либо преднамеренно были искажены. Ракеты, капсулы, конструкторы, инженеры, учебные центры и стартовые площадки, ну и, конечно, сами космонавты — все это оставалось за закрытыми дверями.
К осени 1960 года советская пилотируемая космическая программа стала главной национальной целью. NASA намеревалась отправить американца в космос уже в декабре того же года. Чтобы ускорить процесс и расставить приоритеты в обучении, из исходных двадцати был отфильтрован список из шести лидеров. По сути, они были командой премьер-лиги, которая должна была сразиться с «Mercury Seven», с той разницей, что Советы знали о своих американских соперниках, тогда как американцы ничего не знали о Советах. Возможно, в преднамеренном подражании «Mercury Seven» их назвали «Ударной шестеркой».
Когда "Ударная шестерка" закончили подготовку и сдали экзамены, все они получили оценку «отлично». Николай Каманин был одним из экзаменаторов.
Каманин был легендарным летчиком и Героем Советского Союза, коренастый мужчина с редеющими волосами и проницательным взглядом. Некоторые из космонавтов считали его солдафоном и сталинистом старой закалки. Но был у этого сталиниста и секрет. Он вел скрытый дневник. Он сделал это вопреки всем правилам и с большим личным риском. Вести дневник, особенно на его уровне ответственности в советской космической программе, было серьезным преступлением. И все же он продолжал писать ее с 1960 до конца 1970-х годов.
Его записи проливают редкий свет на мир, который часто непроницаем и закрыт мифами, фальсификациями и теориями заговора даже по сей день.
Голосование за сверстников
В декабре всех двадцати космонавтов попросили проголосовать за то, кто из их сверстников должен полететь первым. Большинство проголосовало за Юрия Гагарина: один источник утверждает, что их проголосовало двенадцать человек, другой — целых семнадцать. Но даже после подсчетов голосов, решение все еще не было принято. Учитывая извилистую и часто туманную иерархию советской политической жизни, такое решение в любом случае было бы немыслимым.
В Лэнгли, штат Вирджиния, Боб Гилрут, глава космической целевой группы, ответственной за проект «Mercury Seven», мог вызвать своих семерых астронавтов в класс и просто и по собственному усмотрению сказать им, кто будет первым. В СССР дела обстояли иначе. В отличие от Mercury Seven, "Ударной шестерке" придется ждать — и им придется ждать почти до самого последнего момента.
Но даже пока они ждали, не зная, кто из них это будет, экзаменационная комиссия «предварительно», не сообщая космонавтам, рекомендовала ранжирование. На третьем месте Григорий Нелюбов. На втором месте Герман Титов. И на первое место экзаменаторы выбрали близкого друга, ближайшего соседа и доверенного лица Германа, победителя коллегиального голосования и человека с победной улыбкой: Юрия Алексеевича Гагарина.
Рано утром 12 апреля 1961 года, летчик советских ВВС Юрий Гагарин стартовал из Казахстана на корабле «Восток-1», опередив американца Алана Шепарда на три недели и став первым человеком, вышедшим за пределы земной атмосферы.
Дополнительная информация:
- По каким критериям Юрия Гагарина и всех членов "Ударной шестерки" отбирали для участия в космической программе (нажмите, чтобы прочитать)
Может быть Вы знаете интересную информацию о космических миссия времен СССР?
Поделитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные статьи. Ставьте лайк, нам будет приятно!
#космос #космос исследования #ссср #ссср и америка #гагарин #юрий гагарин #советский союз #советская история #история #первый полет в космос