Найти в Дзене

Любовь с первого взгляда по математике

1 ведущий: О математика земная,

1 ведущий: Гордись, прекрасная, собой!

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

2 ведущий: Твои расчёты величаво

Ведут к планетам корабли.

Не ради праздничной забавы,

А ради гордости земли.

1 ведущий: Чтоб мысль людская в поколенья

Несла бесценные дары,

Великих гениев творенья,

Полёты в дальние миры.

2 ведущий: В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил,

Тебя царицей величавой

Великий Гаусс окрестил.

1 ведущий: Строга, логична, величава,

Стройна в полёте как стрела,

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

2 ведущий: Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!

Исполняется песня «Математика».

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь.

И при этом, вы заметьте-ка,

Очень важная наука МАТЕМАТИКА.

1 ведущий: Начинаем игру «Любовь с первого взгляда…в математике»

2 ведущий: Какие линии на плоскости нам известны? Графиками каких зависимостей они являются? Проверим наши знания и навыки работы сними. Помогут нам четыре гостьи – четыре основные известные функции.

(Входят четыре девушки, на груди у которых приколоты плакаты с формулами известных функций: прямая пропорциональность, квадратичная, линия второго порядка - окружность, линейная функция.)

1 ведущий: А вот какие из известных графиков им соответствуют, мы узнаем от пришедших к нам четырёх графиков этих функций. (Входят юноши, на груди у которых приколоты плакаты с графиками соответствующих функций.)

2 ведущий: Напоминаю условия игры. Цель наших гостей найти свою пару, а наша цель – построить игру так, чтобы совпало как можно больше пар.

1 ведущий: Гармония чисел, гармония линий

Мира гармонию вы повторили.

Строгая логика – щит от разлада,

Кружево формул – сердцу награда.

2 ведущий: Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,

Мрачен, иль светится солнечным блеском.

К тайнам извечным разум влекущий

Тот путь бесконечный осилит идущий.

1 ведущий: Слово нашим прекрасным функциям.

1 функция: Нас пригласили в этот класс,

Чтоб мы могли проверить вас.

Мы в гости к вам хотели прийти,

Чтоб пару через час найти.

2 функция: Пришли инкогнито мы не случайно,

Кто мы, для вас пусть будет тайной.

3 функция: Узнайте, коль умы остры,

Четыре функции – сестры.

4 функция: Ответьте, выслушав рассказ,

Затем уж изберите нас.

2 ведущий: Гостям всегда рад этот класс.

Садитесь, стулья вот для вас.

Но вы нас, право, не томите

И что-то о себе скажите.

(Все садятся)

1 функция: В меня поэты влюблены,

Буквально все восхищены.

Литературный я приём,

И график здесь, и я при нём. (гипербола)

1 ведущий: Я задам каждому графику по вопросу.

· Как называется функция данного вида? (Обратная пропорциональность)

· Какова область определения этой функции? ( Все числа кроме 0.)

· В каких четвертях расположен график этой функции, если к > 0 ? ( В 1 и 3.)

· В каких четвертях расположен график этой функции, если к < 0 ? (Во 2 и 4.)

2 функция: Люблю я петь и веселиться,

В весёлом танце покружиться.

Когда вокруг оси вращаюсь,

Фигурой важной обращаюсь.

А мужчины подбегают,

К автомобилю провожают.

И каждый хочет пригласить

На крыше дома погостить.

2 ведущий: Вопросы графикам:

· Как называется эта функция? (Квадратичная)

· О чём шла речь в загадке этой дамы? (О параболоиде и параболической антенне).

3 функция: Я очень замкнута, скромна,

Хоть степень выше у меня.

Другой, лишь только тесный круг,

Никто не нужен мне вокруг.

1 ведущий: Вопросы графикам:

  • О какой степени речь шла в этой загадке? (О второй)
  • Кто же является графиком этой функции, и как он называется? (Линия второго порядка. Окружность.)

4 функция: А я бесхитростна, проста,

Такой характер у меня.

Смеются надо мной друзья,

Мол нет извилин у меня.

Но я с дороги не сверну,

Иначе жить я не могу.

2 ведущий: Вопросы графикам:

  • Узнали ли вы эту функцию? (Линейная функция)
  • Какие разновидности есть у этой функции? (Прямая пропорциональность, прямая параллельная оси у, параллельная оси х, перпендикуляр)

1 функция: Мы рады, что узнали нас,

Есть математики средь вас.

2 функция: Но стоит вместе нам собраться,

Вмиг уравнения явятся.

3 функция: Теперь хотим о вас узнать,

Подходите ли нам, понять.

4 функция: Узнать о вас хотелось много,

Ведь жить нам вместе очень долго.

1 ведущий: Итак, юноши, пора и вам представиться. А пока объявляется музыкальная пауза. В исполнении учащихся звучит песня «Любовный треугольник».

Это очень схоже с детскою игрой.

Сами треугольник мы сложили снова.

Первый катет Витька, я – второй,

А гипотенуза Светка Иванова.

Припев: И не можем мы поделать ничего,

Напрасно геометрию ругая.

Я люблю её, она – его,

А ему, как видно, нравится другая.

Ни один учебник так и не сумел

Чуточку помочь нам в этом сложном деле,

Зря в руках крошился белый мел,

Зря в тетрадках наших пёрышки скрипели.

Припев.

Мудрый математик, милый Пифагор,

Если речь зашла у нас на эту тему,

То прости нам то, что до сих пор

Мы твою понять не в силах теорему.

Припев.

1 график: Я здесь, сейчас я вертикален,

Но я любой могу принять наклон,

Могу и лечь горизонтально,

Смотри внимательно за мной:

Когда из точки вне прямой

Меня опустят на прямую

И проведут наклонную любую.

2 ведущий: Девушки! Кто же он?

  • Графиком какой функции он является? (Перпендикуляр или график линейной функции)
  • Назовите общее уравнение прямой! ( у = кх + в )
  • Он говорит, что может принять любой наклон. Как расположится график в зависимости от знака к? (Если к > 0, то угол наклона острый, если к < 0, то угол наклона тупой, если к = 0, то угол наклона равен 0, тогда график параллелен оси х.).
  • Изобразите график этой функции.

2 график: А у моей функции в формуле стоит многочлен второй степени. Это я.

Я – многочлен, от слова «много»,

Во мне всегда звучит тревога:

Как одночлены все собрать,

В какую сумму записать?

Живу всегда с друзьями в мире,

Люблю играть в примеры с ними,

А знаки «плюс», «отнять», «умножить»

Всегда играть готовы тоже.

1 ведущий: Милые функции, и чей же это график?

  • В формуле, которой функции находится многочлен? (Квадратичной)
  • От значения какого коэффициента зависит расположение ветвей нашего графика?

( у = ах2 + вх + с; от коэффициента а).

3 график: Нелинейность во мне не вызывает презренья,

То вверх, то вниз моё движенье.

Чту поэтов, с которыми лично знаком,

Пишу стихи я обо всём.

А вот этот посвящаю своей функции.

Ты – функция, и этим ты права,

От века убрана короной звёздной,

Ты в наших безднах – образ божества,

Мы для тебя влечём ярем железный.

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся от века на тебя!

2 ведущий: Так какую же функцию восхваляют поэты и наш график? (Гиперболу – прямую пропорциональность).

4 график: Дорогая, выйди на крылечко,

Я подарю тебе колечко.

А у меня, как у кольца,

Начала нет и нет конца.

1 ведущий: Девушки, чей этот график? Как он называется? ( Окружность)

2 ведущий: Итак, мы сегодня много узнали о функциях и их графиках. А сейчас они должны узнать друг друга и выбрать себе пару! А мы выясним, совпали ли у нас пары!

В это время ребята объединяются в пары, выстраиваются в шеренгу.

1 ведущий: Итак, 1-я пара: Прямая пропорциональность и Гипербола.

2-я пара: Квадратичная функция и Парабола.

3-я пара: Линия второго порядка и Окружность.

4-я пара: Линейная функция и Прямая.

2 ведущий: У нас совпали все пары, мы их поздравляем, желаем счастья, большой любви, жить вместе долго и счастливо. Для них звучит песня «Для меня нет тебя прекрасней».

Далее идёт представление ребят, играющих роли функций и их графиков, вручение призов, начинается дискотека.