Найти тему
AXXCID

Как Джими Хендрикс исполнил национальный гимн на Вудстоке и почему это разозлило власть

Оглавление

Вудсток 1969 года вошёл в историю как один из самых влиятельных и масштабных рок-фестивалей своей эпохи! За те несколько дней, что он длился, на его сцене выступили молодые кумиры, которые сегодня по праву считаются гениями XX века!

Джими Хендрикс
Джими Хендрикс

Однако самым необычным, запоминающимся и скандальным номером обернулось выступление Джими Хендрикса, исполнившего гимн США на электрогитаре. Его интерпретация «The Star-Spangled Banner» потрясла и привела в трепет не только тех, кто наблюдал её лично, но и тех, кому довелось узнать о ней десятилетия спустя...

Этот шаг создал много проблем и был раскритикован политической верхушкой Америки. Многие увидели в нём протест против действий страны по отношению к Вьетнаму:

«Это было больше, чем просто шоу. Это был конец безумных 1960-х – к тому моменту мы прошли через движения за гражданские права и пережили гибель Джона Кеннеди и Малкольма Икс...»

Такие восторженные, ошеломлённые и взволнованные, многие люди затаили дыхание, наблюдая за происходящим...

Для Хендрикса это не было первым исполнением гимна

Джими Хендрикс
Джими Хендрикс

На самом деле, «The Star-Spangled Banner» стал визитной карточкой Хендрикса задолго до фестиваля. В целом, гитарист исполнил гимн около 50 раз за всю свою карьеру, 28 из которых – до Вудстока. Впервые это произошло 16 августа 1968 года в павильоне Merriweather Post.

С его фирменной реверберацией и импровизационной игрой на гитаре он превратил гимн в звуковое противостояние и созерцание для многотысячной публики! Он специально собрал Gypsy Sun and Rainbows для выступления на Вудстоке, и один из участников Джерри Велез долго пытался отговорить Джими от исполнения «The Star-Spangled Banner», ссылаясь на то, что было бы неплохо выйти за рамки возможного и сделать что-то новое с их сетом. Но Хендрикс был непреклонен:

«Нет. Мы будем играть «The Star-Spangled Banner».

В этом жесте Джими видел нечто гораздо большее и значимое, чем просто часть сета...

Они выступали перед сонными хиппи

Джими Хендрикс, Вудсток, 1969 год
Джими Хендрикс, Вудсток, 1969 год

Планировалось, что фестиваль закончат в воскресенье вечером, но из-за некоторых трудностей Вудсток затянулся до следующего утра. Велез вспоминал, как группа всю ночь ждала своего выхода. И к тому моменту, когда они вышли на сцену – примерно в 8:30 утра в понедельник – 30 тысяч хиппи только просыпались или находились в полном бреду после бурной ночи:

«Когда мы вышли, мы увидели тысячи спальных палаток и мешков, горы мусора, бутылки, купальные костюмы, которые были разбросаны повсюду...»

Хендрикс надел белую рубашку с бахромой и бисером с синими вставками, и поднявшись на сцену – сказал:

«Вы можете продолжить спать или уйти, если хотите. Мы просто джемуем, вот и всё!»

Исполнение гимна прославилось благодаря документальному фильму

Джими Хендрикс, Вудсток, 1969 год
Джими Хендрикс, Вудсток, 1969 год

Учитывая, что только 30 000 человек воочию наблюдали интерпретацию Хендрикса, именно документальный фильм, вышедший в начале 1970-х, прославил версию «The Star-Spangled Banner» в виртуозном исполнении Джими! Успех ленты был оглушительным, как и саундтрека, который обрёл общественную популярность...

«Я всегда думаю об этом как о величайшей песне протеста всех времён, но это не просто песня протеста, это невероятно многослойное, неоднозначное музыкальное произведение», – подчеркнул критик Грейл Маркус.

Его коллега Эл Ароновиц добавил:

«Это был самый захватывающий момент Вудстока и, вероятно, единственный величайший момент 60-х...»

Когда Джими вышел на сцену, он поднял в воздух свой Fender Stratocaster в тоскливое утро понедельника. Казалось, что его жест предсказал, что лучшее ещё впереди. Он был самым высокооплачиваемым артистом Вудстока, заработав 18 000 долларов и продемонстрировав свой технический и экспериментальный талант.

Это было больше, чем просто интерпретация

Джими Хендрикс
Джими Хендрикс

Историки, критики и фанаты увидели в его нетрадиционном подходе к гимну выражение гнева, вызванного такими же как он чернокожими мужчинами, павшими во Вьетнаме. Будучи цветным артистом, Хендрикс исполнил гимн страны, которая процветала за счёт порабощения и подчинения его народа... Это было невероятно эмоционально, и многие увидели в этом протест против действий США.

«Он держал ключевую ноту слишком долго, чуть сильнее нажимал на тремоло своего Stratocaster и медленно опускал высоту звука... Это был слегка тревожный эффект, как стон животного в беде или сирена воздушной тревоги», – писал критик.
Джими Хендрикс, Вудсток, 1969 год
Джими Хендрикс, Вудсток, 1969 год

Многие журналисты позиционировали это выступление как художественное продолжение комментариев, сделанных Хендриксом в прошлом против конфликта во Вьетнаме. ФБР следило за ним, и его белый менеджер убеждал Джими не играть «The Star-Spangled Banner», опасаясь беспорядков.

Нападки на Джими

Джими Хендрикс
Джими Хендрикс

Несмотря на то, что «The Star-Spangled Banner» имеет богатую историю переработок исполнителями, относящимися к 19 веку, от текстов до аранжировки, статус песни как символа Америки после Первой мировой стёр её. Любые исполнения гимна, которые расходились с оригиналом, были восприняты основными СМИ как непристойные и неуважительные. Менее чем за год до выступления Хендрикса на Вудстоке музыкант Хосе Фелисиано получил широкую негативную реакцию после того, как исполнил свою интерпретацию «The Star-Spangled Banner». Карьеру Фелисиано удалось спасти, но его репутация была навсегда запятнана.

Журналисты находили любые способы подвергать сомнению намерения Хендрикса. На пресс-конференции через несколько недель после фестиваля гитаристу пришлось защищаться. Джими сказал:

«Мы все американцы. Мы играли о том, что витает в воздухе Америке сегодня. Воздух немного статичен, понимаете?»
Джими Хендрикс
Джими Хендрикс

Хендрикс никогда не делал никаких явно политических комментариев по этому поводу, желая, чтобы его музыка говорила сама за себя. Одному из журналистов Rolling Stone удалось взять у гитариста интервью примерно через месяц после его неоднозначного сета на Вудстоке. И вот что сказал Хендрикс:

«Я больше не хочу быть «звездой рок-н-ролла». Музыка должна иметь серьёзный посыл...»
Джими Хендрикс прогуливается рядом с 34 Монтегю сквер в Мэрилебон, Лондон
Джими Хендрикс прогуливается рядом с 34 Монтегю сквер в Мэрилебон, Лондон

Так что же именно Джими хотел донести до публики? Этот вопрос так и остался без ответа, ибо всего год спустя Хендрикс скончался.

Оригинал: 🔗источник

Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на наш дзен✅ и на нашу страницу во Вконтакте! Пишите в комментариях ваших любимых исполнителей и их песни! Имена, события, факты... Кого из мира музыки вам хотелось бы подробнее узнать? Кого было бы приятно послушать? Мы обязательно найдем то, чего вы раньше не знали, и поделимся этим, добавив щепотку отличного саунда!!!