Современное образование ориентированно на формирование разносторонне развитой личности. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка – научить детей применять полученные на занятиях знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. На своих уроках мы столкнулись с проблемой того, что дети не могут самостоятельно выполнить задание из-за непонимания смысла заданий и текстовой информации, которое не позволяет им отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме и успешно её использовать в личных и общественных целях. Результатом является снижение интереса к изучению языка и соответственно снижение качества обученности. В этом состоит актуальность нашей практической работы.
Новизна нашей работы состоит в реализации авторского подхода к использованию компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов на занятиях английского языка с выходом во внеурочную деятельность.
Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать, какие приемы и методы помогут достичь намеченных результатов. Цель нашей работы – показать практическую значимость применения на учебных занятиях компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов. Реализации этой цели способствует использование на занятиях компетентностно-ориентированных заданий, изучив структуру которых мы модифицировали задания из учебника, сделали их практико-ориентированными, а, значит, интересными и нужными детям.
По мнению К.Д. Ушинского, мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому: «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». [3]
За основу нашей работы мы взяли игровые 3D пазлы, тем самым мы опирались на особенности мышления младшего школьника. Дети собирали 3D пазлы, выполняли предложенные задания, инсценировали жизненные ситуации в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
- проанализировать результаты контрольных работ по английскому языку;
- проанализировать и структурировать материалы по формированию читательской грамотности;
- разработать и апробировать задания по четырем видам речевой деятельности;
- провести анализ результативности формирования читательской грамотности на основе компетентностно-ориентированных заданий.
Читательская грамотность, в свою очередь, является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на занятиях, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом. Мы считаем, что работа с текстом связана с каждым видом речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо).
Мы подобрали и самостоятельно разработали компетентностно – ориентированные задания по теме «Entertainment» («Развлечения») для каждого вида речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо), направленные на проверку понимания текста, развитие умений чтения и устной речи и на отработку лексико-грамматического материала по изучаемой теме с применением 3D пазлов (Приложение 2).
При обучении чтению детям предлагается следующие задания.
Задание 1. Познакомиться с 1 столбиком таблицы: Прочитайте слова, подумайте/предположите возможный вариант чтения и перевода слов. Далее предлагаем обучающимся разобрать 2 и 3 столбики: прочитать и соотнести слова с транскрипцией и переводом. В данном упражнении у детей проявляется языковая догадка, ассоциация с русским языком. (приложение 2)
Затем обучающиеся, используя 3 D пазлы (Рис.1, Рис.2), называют элементы конструкции по памяти, ранжируют лексику, исключают не соответствующую данным пазлам.
Задание 2. После прочтения инфо текста, обучающиеся понимают, что нарушен смысловой порядок. В парах дети восстанавливают текст, верно расставляя предложения по порядку. Данное упражнение направлено на поисковое чтение. (приложение 3)
Задание 3. Соотнесение заголовков с письменными текстами, передающими то же содержание, для обучающихся начальной школы является не таким сложным. Но детям с маленьким лексическим запасом, особенно незнание синонимов, трудно выполнить подобное задание. В данном случае мы предлагаем следующий вариант работы. Во-первых, внимательно прочитать инфотексты, предложить свои варианты заголовков, объяснить почему, просим подчеркнуть слова подсказки в тексте (в начальной школе объяснение допускаем на русском языке). На втором этапе открываем заголовки и предлагаем соотнести предложенные в задании. В конце задания, мы обращаем внимание обучающихся на 3D пазлы, просим найти слова, фразы, предложения в тексте с помощью которых можно описать действия на макетах. (приложение 4)
Задание 4. Следующее задание, как показывает практика, дети выполняют с удовольствием. Хочется отметить, что незнакомые грамматические и лексические темы дети встречают без страха, так как на наглядном и словесном примере легче усваивается материал. Детям предлагается посмотреть на картинки, внимательно прочитать предложение, выбрать правильный вариант слова в скобках и соотнести картинку и элементы 3D пазлов с письменными предложениями, передающими то же содержание. Данное упражнение направлено на поисковое чтение. (приложение 5)
Задание 5. Чтобы найти ответы на предложенные вопросы к прочитанному тексту, обучающимся важно читать внимательно. Что значит внимательно? Читать и понимать, видеть ключевые слова, соблюдая беглость чтения. Мы предлагаем прочитать текст, озаглавить. В каждом предложении найти подлежащее, сказуемое. Дополнительно можно попросить выделить слова по теме «Развлечения». Проделав подобную работу, дети легко находят ответы на вопросы после текста. Данное упражнение направлено на изучающее чтение. (приложение 6)
Задание 6. На уроках английского языка обучающиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст. Как показывает практика, в задании на определение соответствия (T - True) или противоречия (F - False) данного утверждения содержанию инфотекста, обучающиеся допускают большее количество ошибок. Мы это связываем с низким умением оценивать информацию (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире) в виду младшего возраста. Чтобы научить детей младшего возраста навыкам работы с таким заданием мы предлагаем на начальном этапе сопровождение с наглядным материалом. Ребятам предлагается прочитать предложения, посмотреть на рисунок/ 3D пазл и ответить «Правда»/ «Ложь». Данное упражнение направлено на изучающее чтение. (приложение 7)
Выделим еще один компонент читательской компетенции: владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного предложения/текста (когнитивный аспект). При обучении аудированию дети выполняют задания следующего содержания.
Задание 1. Предлагаем послушать аудиозапись. Определить место действия, задействуем 3D пазлы (рис. 1, рис. 2, рис. 3). Просим назвать слова, которые помогли определить пазл, о котором идет речь. (приложение 8)
Задание 2. На следующем этапе дети извлекают определенную информацию из прослушанного аудиотекста и заполняют пропуски во время прослушивания, и одновременного чтения. Одна из трудностей в данном упражнении орфографические ошибки. Наша задача сделать аудирование занимательным и интересным для ребёнка, поэтому мы не делаем сильный акцент на орфографические ошибки, а поощряем то, что ребенок правильно услышал и интерпретировал. Как вариант, с целью избежать орфографические ошибки, мы предлагаем в подобных заданиях ключевые слова.
Данное упражнение направлено на изучающее чтение. (приложение 9)
Так же чтение развивает познавательные и речевые способности обучающихся; развивает и формирует готовность к общению на английском языке, создаёт положительный настрой к дальнейшему изучению иностранного языка. При обучении говорению мы используем следующие приёмы и способы работы - анализ учебных заданий, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий, умение работать по шаблону и устной речи.
Задание 1. Мы предлагаем прочитать, перевести предложения, выделить ключевые слова, рассказать о себе по шаблону, используя изученную лексику по теме «Entertainment». Важно не ограничивать ребенка, если он хочет выйти за рамки шаблона – установленного количества предложений. В монологическом высказывании опираемся на наглядный материал 3D пазлы. (приложение 10)
Задание 2. Короткие рассуждения о своих предпочтениях строят на основе прочитанной модели. (приложение 11)
Задание 3. Просим познакомиться с диалогом, определить место действия, озаглавить. В паре составить собственный диалог, с опорой на образец, выразительно прочитать. Данное упражнение направлено на изучающее чтение. (приложение 12)
Задание 4. При инсценировании ситуаций (в парке, в кафе, в магазине, знакомство) развивается умение продуктивного характера, которые позволяют обучающимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего» собственного лица. Дети предлагают возможные пропущенные слова, фразы.
Данное упражнение направлено на поисковое чтение. (приложение 13)
Большую роль в процессе понимания содержания текста играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной её фиксации, например, заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др. При обучении письму обучающиеся выполняют такие задания.
Задание 1. На данном этапе следует читать один и тот же текст несколько раз. Повторное чтение может быть использовано при поиске какой-либо дополнительной, уточняющей информации. Учащиеся заполняют пропущенные слова в инфотексте, в этом упражнении мы предлагаем возможные варианты. Данное упражнение направлено на поисковое чтение. В таких упражнениях ожидаемы орфографические ошибки. Как вариант, с целью избежать орфографические ошибки, мы предлагаем в подобных заданиях ключевые слова. (приложение 14)
Задание 2. Обучающимся предлагаем посмотреть небольшой видеофрагмент по теме «В парке». Даём детям готовый пример записки другу «Приглашение в парк». Дети читают, выделяют важную информацию (место встречи, время). После чего ребята самостоятельно пишут собственное приглашение другу на ближайшие выходные в городской парк. (приложение 15)
Задание 3. Ученики младшего возраста заинтересованы запомнить лексику по теме, чтобы в последующем выполнить упражнения. Одним из фаворитов являются кроссворды. Дети соревнуются в поиске слов. (приложение 16)
Подобранный комплекс компетентностно-ориентированных заданий способствует формированию функциональной (читательской) грамотности младших школьников. Таким образом, цель достигнута и задачи реализованы. Подводя итоги работы, хотим отметить повышение не только интереса у обучающихся к занятиям по английскому языку, но и повышение качества обученности и количества участников, призеров и победителей конкурсов и предметных олимпиад. (приложение 17)