Найти в Дзене

Особенности психологического сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях реализации инклюзивной практики

Целью коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога является формирование психологического базиса для полноценного развития личности воспитанников со сложным дефектом, создание у них зоны ближайшего развития, выравнивание психоэмоциональной сферы.

Психологическое сопровождение воспитанников со сложным дефектом развития стоится с учетом нарушенных функций и индивидуальных особенностей. Особенность эмоциональной сферы детей данной категории обусловливается ее недоразвитием, а в связи с неразвитостью волевых процессов они не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Психологическая коррекционно-развивающая работа в группе воспитанников со сложным дефектом развития проводится в индивидуальной и групповой форме.

Эффективной групповой формой работы с детьми по формированию навыков общения и взаимодействия является игровое занятие «Круг». Это занятие интересно и доступно детям, оно помогает повысить активность во взаимодействии детей группы, создает эмоционально положительный настрой участников. Название занятия КРУГ продиктовано расположением его участников. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям, сосредоточится друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет участников, позволяет почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка.

Занятие носит особую направленность, т.к. позволяет решать, как общие задачи по социализации детей, так и непосредственно связанные с особенностями нарушения развития детей.

Наряду с групповой формой работы используется и индивидуальная работа.

Состояние детей со сложным дефектом развития, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения индивидуализированы. Коррекционная составляющая индивидуальных занятий: развитие сохранных анализаторов, стимулирование сенсорной и эмоциональной сферы.

Объектом психологической коррекционной работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие в целом.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Фомой такого взаимодействия в нашей дошкольной организации выступает психолого-педагогический консилиум, функционирующий для создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.

Поддерживаем тесную связь с родителями (законными представителями) воспитанников, включая их в решение коррекционно-воспитательных задач. Родители (законные представители) являются полноправными участниками образовательного процесса , а так же выполняют роль ассистентов детей, поэтому присутствуют и активно участвуют на занятиях. В случае если детям нужна физическая помощь, родитель может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за психологом.

На индивидуальных и групповых консультациях с родителями (законными представителями)проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОО).