Продолжаю небольшие очерки о мыслителях. В этом году прочёл книги Франсуа де Ларошфуко «Максимы» и Жана де Лабрюйера «Характеры». Безусловно, о каждой книге, а тем более, о каждом из авторов, необходим отдельный рассказ, и он будет. Небольшие отдельные заметки о каждом из них есть. Но их ещё, возможно, доработаю. А пока ограничусь небольшим сопоставлением обоих прекрасных писателей.
В чём-то Ларошфуко (1613–1680 гг.) и Лабрюйер (1645–1696 гг.) похожи. Оба вращались в высшем свете. Хотя Лабрюйер вёл больше затворнический образ жизни, но служа принцу Конде он мог видеть многих людей в доме своего покровителя.
Оба мыслителя прекрасно разбирались в людях и оставили нам меткие характеристики и людей своего времени в целом человеческих типов. Творчество Ларошфуко и Лабрюйера актуально и поныне.
Оба начинали писать свои книги (Ларошфуко - «Максимы», Лабрюйер - «Характеры») отталкиваясь от античных авторов, но потом их заменяли уже своими размышлениями, наблюдениями, перерабатывая книги.
Ларошфуко и Лабрюйер принадлежат к плеяде французских мастеров афоризма XVII–XVIII веков – сюда можно отнести ещё Паскаля, Вовенарга, Шамфора…
В целом же, как отмечал исследователь их творчества В. Бахмутский, «основе их творчества проблема человека, тайна его судьбы, загадка его натуры, его место в обществе и мироздании, а также его добродетели и пороки, стремления и страсти, нравственные поиски и падения, вопросы психологические и социальные». Но у них есть и различия.
Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) более знатен и был вовлечён в центр политических интриг. Участвовал в движении Фронды – борьба дворян с централизаторской политикой кардиналов – Ришелье и потом Мазарини. Даже был ранен в бою. Позднее в сражениях погибли три его сына. Конечно, это сильный удар для отца… Хотя был женат и имел восемь детей (и ещё где-то одного внебрачного), но была ещё любовь-ненависть к герцогине Лонгвиль, что повлияло и на его характер. В целом под конец жизни он стал более мизантропом. Тем более наблюдая и интриги, и предательства в политике и при дворе.
Жан де Лабрюйер (1654-1696) был менее знатного происхождения. Правда тоже вращался в высшем свете так как служил у самого принца Конде (воспитывал его детей и служил библиотекарем) – великого полководца и одного из выдающихся деятелей Франции конца XVII века.
Благодаря этому он мог наблюдать многих знатных людей – ведь они часто посещали дворец Конде. Общение со двором не сделало Лабрюйера мизантропом, но он старался по возможности жить уединённо, особенно в последние годы, так как не испытывал большой любви к свету. Всё-таки Ларошфуко был более светским человеком, хотя и становился всё больше мизантропом…
Книга Ларошфуко – небольшая по объёму. В ней просто записаны размышления. А Лабрюйер структурировал свою работу. Здесь всё словно разложено по полочкам: о разуме, о достоинствах человека, о женщинах, о столице, о житейских благах и т.п.
Ларошфуко даёт общие характеристики. А Лабрюйер порой приводит конкретные портреты людей (правда, зашифрованные под другими именами). Труд Лабрюйера получился более объёмным. Но всё-таки их произведения равны по своему значению…
Если очень кратко об их взглядах, то можно так отметить: для Ларошфуко источник добра и зла – в природе человека. Более того, Ларошфуко, в отличие от Лабрюйера, более скептически оценивает природу человека. В результате, по его мнению, нравственность человека – утонченный эгоизм. И в основе любых поступков есть доля эгоизма. А вот у Лабрюйера источник добра и зла – в социально-политическом устройстве.
Если Ларошфуко больше психолог, то Лабрюйер – ещё и социолог. Он изучает и разные социальные типы, а не только психологические особенности. А Ларошфуко, полагая, что у добродетели зла есть некая единая основа, занят именно поиском её.
Если Ларошфуко написал ещё помимо «Максим» и «Мемуары», то Лабрюйер прославился только одной книгой.
Так или иначе, перед нами авторы двух интересных книг и наши замечательные собеседники. Пусть они жили несколько столетий назад, но к ним можно обращаться вновь и вновь, и подобно другим великим трудам, их творчество никогда не устареет.