Конечно, все знают, что на самом деле Queensryche пишется с умляутом над "Y", ну, с двумя точечками, которыми изобилует немецкий язык и которые отчего-то полюбились металлистам, среди которых самые известные - Blue Oyster Cult, Motorhead и Motley Crue. Но мы сейчас не о них, а о ещё одном альбоме, который я взял бы с собой на необитаемый остров, о концептуальной пластинке Operation: Mindcrime (да-да, её я тоже уже поминал в перечне сформировавший мой музыкальный вкус альбомов).
Вообще, скорее всего, про неё уже писали на дзене, настолько это известная вещь, которая входит в целую кучу списков лучших альбомов (хотя не все такие списки одинаково полезны - однажды я обнаружил его в "лучших альбомах hair-metal" и сильно задумался) и, между прочим, в Штатах имеет платиновый статус. Вообще с точки зрения коммерческого успеха, насколько я знаю, с Queensryche не сравнится никто в жанре - у них ведь ещё платина за Promised Land, и три - за Empire. Но деньги деньгами, а искусство искусством: как бы не были хороши другие работы группы (а, собственно, два названных диска без дураков хороши), они не могут сравниться с Operation: Mindcrime.
Любопытно тут сходство с другой строчкой в моём списке альбомов, с Misplaced Childhood от Marillion: и у той и у другой команды лучшим диском оказался третий, и в обоих случаях это концептуальная пластинка. Правда, англичане чуть постарше и шли к своему пику быстрее, а парни из Сиэтла куда более размеренно.
Ну это вполне можно было объяснить: Marillion придумали неопрог, по которому, как оказалось, соскучилось довольно много людей, уставших от музыки, которую стали выпускать в восьмидесятые гиганты классического прога. В общем, они сразу нашли благодатную почву. Американцам было сложнее: в 1984 году (если не считать EP, которые Queensryche выпустили годом ранее и который по непонятным причинам отвергали компания за компанией - там же сразу было понятно, что ребята интересные и поёт Джефф Тэйт офигенно), мало того, что прогметалла не существовало, никто вообще не понимал, зачем это и кому это нужно.
Это видно и по первым двум работам группы - уже чувствуется некое благородное безумие, иногда мелодика захватывает, но в целом это ещё (с исключениями), во многом "просто металл"; сейчас для этого придумали аббревиатуру USPM, United States Power Metal, в подражание NWOBHM. Что характерно, те же творческие метания характеризуют и первые диски Fates Warning, других отцов прогметалла с берега другого океана, Атлантического. Надо сказать, что если бы не эти две группы (ну и Rush, конечно), то окончательно выкристаллизовавший жанр Dream Theater мог вообще не появиться на свет. Кстати, любопытно, что уже сложившаяся компания Петруччи, Портного и Маянга наняла своего первого вокалиста, Криса Коллинза, после того, как они услышали Queen of the Reich в его исполнении. А ведь это главная песня с того самого ЕР Queenscryche 1983 года, которая, фактически, подарила группе название (до того парни из Сиэтла называли себя Mob в честь саббатовского Mob Rules).
Тем не менее, определённый успех первые диски имели, ну и на гастролях Queensryche работали на разогреве у весьма маститых групп, включая AC/DC и Оззи. А потом Джефф Тейт переехал в Канаду и как-то сдружился с квебекскими сепаратистами, часть из которых была как-то связана с терроризмом. Эта часть истории для меня наиболее странна - движение за суверенитет Квебека всегда вроде позиционировало себя мирным и парламентским, а Фронт освобождения Квебека к тому моменту уж давно как разогнали и посадили. Но это не суть важно, имеет значение то, что Тэйту пришла в голову мысль сделать концептуальный диск с историей про паренька, обычного уличного наркомана, который попадает в радикальную подпольную организацию.
Нельзя сказать, что остальные члены группы сразу пришли от этого в восторг, по постепенно Тэйт всех убедил, а Криса ДеГармо и вовсе заразил своим энтузиазмом. Собственно, именно дуэт Тэйт-ДеГармо ответственен за альбом, среди треков нет ни одного, в котором не отметился бы кто-то из этой парочки. Две самые ударные вещи - номинированная на Грэмми I Don't Belive In Love и завершающая историю Eyes of a Stranger написаны именно ими двумя, равно как и центральный эпик Suite Sister Mary. Впрочем, другие члены группы тоже участвовали в творческом процессе, например, второй гитарист Уилтон может записать себе в актив самые быстрые и ударные треки на пластинке. В общем, это было коллективное творчество и с точки зрения музыки, и с точки зрения текста, и тем более удивительна уникальная цельность пластинки.
В основном, конечно, это касается музыки - она волшебна. Каждая мелодия и каждый рифф захватывают и не отпускают, лишних треков нет вообще и даже небольшие интерлюдии и нарративные вставки отлично воспринимаются. Но и история рассказывается вполне внятно и осознаваемо, легко следить за воспоминаниями героя, очнувшегося где-то в больнице или лечебнице.
Вот мы видим, как протагонист по имени Никки попадает под влияние Доктора Икс, который приводит его в свою организацию и зомбирует парня (собственно Mindcrime это не столько тонкая отсылка к Оруэллу, сколько кодовое слово, превращающее героя в убийцу). Вот Никки встречает бывшую проститутку Мэри, которая нынче вроде как монахиня, но "спасший" её с улиц отец Уильям оказался так себе спасителем:
She's Sister Mary now, eyes as cold as ice
He takes her once a week on an altar like a sacrifice
В общем, дальше любовь, задание от доктора Икс по устранению и священника и монахини, а в итоге и полное непонимание: кто же убил сестру Мэри, и был ли это Никки? Любопытный момент: говорят, что в официальном листе с текстами песен альбома рядом с I Remember Now, когда герой начинает вспоминать свою историю, стоит пометка "6:00 PМ". В финале же, по завершению Eyes of a Stranger, указано "6:01 PM", то есть все последние события жизни Никки с момента знакомства с доктором Икс пронеслись у него в голове за минуту. Это красиво, хотя и не очень коррелирует со словами медсестры в открывашке - It's ten minutes past curfew, то бишь отбой был 10 минут назад. Странный какой-то отбой в 17:50, ну да кто знает этих американцев.
В общем, история, конечно, учит нас не доверять радикалам, и это, наверное, правильно. Однако ответа на вопросы, который ставит этот самый доктор Икс, мерзкий манипулятор и популист, группа не даёт. Ну, в принципе можно их понять, это же фундаментальные вопросы о неравенстве и несправедливости капиталистического общества, и они и привлекают паству Икса и Никки в том числе. Икс ведь меняет его не только оперируя его наркозависимостью, он заставляет парня думать и понять, что:
I used to think
That only America's way, way was right
But now the holy dollar rules everybody's lives
Gotta make a million doesn't matter who dies.
Ну да, стихи в Revolution Calling немного расхлябанные и сильно не Кольридж, но зато идеологически правильно выдержанные. И не вина Queensryche, что они не знают, что сказать доктору Икс и его последователям (хотя говорят, что Тэйт социалист), а их беда, ведь если в этой системе отрицаешь насилие в принципе, у тебя не так уж много вариантов ответа на вопросы про неравенство, потому что the rich control the government, the media the law.
Самое загадочное, что диск взлетел не сразу. Тэйт вспоминает, что пока на MTV не начали крутить видео на Eyes of a Stranger, ничего особенного не происходило. А потом - бах, "золото" за неделю, а второй сингл номинируют на Грэмми. Честно говоря, не уверен, что история и тексты тут сыграли основную роль, хотя они и классные, всё же тут музыка была основной причиной. Музыка и компоновка пластинки, хотя, возможно, имеющийся материал можно было скомпоновать как угодно. Ну, то есть Anarchy-Х вместе с Revolution Calling прекрасно открывают диск, затем, после череды быстрых номеров пластинка достигает эмоционального пика на паре The Mission - Suite Sister Mary (ох, как там хороши Тэйт с Памелой Мур), а затем аккуратно ведёт к закономерно грустному и мощному финалу Eyes of the Stranger, в котором Никки смотрит на себя в зеркало и не узнаёт отражение (опять Есенин, как и у Marillion!). Но с другой стороны, вне контекста истории альбома I Don't Belive in Love превращается просто в отличную песню про несчастную любовь, которую, наверное, слушали после разрыва со своими девушками сотни и тысячи парней. Потому что музыка классная и текст про безысходность.
К сожалению, безысходность - это то, что стало с Queensryche. Нет, сначала-то всё шло отлично. Диск, который одинаково восторженно встретили критики и публика, превратил их почти в суперзвёзд, ну уж как минимум сделал узнаваемыми. Следующий альбом, принципиально НЕ концептуальный Empire, был создан с некоторым креном в ещё большую доступность музыки, и это принесло ещё более мощные продажи и две номинации на Грэмми у сингла Silent Lucidity, простенькой, но красивой баллады, которую написал ДеГармо. Затем последовал всё ещё интересный Promised Land, который умудрился в 1994 году, когда царили трэш и гранж, забраться на третью строчку биллбоардовского чарта. А затем... Затем всё кончилось.
Три, три релиза подряд - какое-то невразумительно музло, что-то от ню-металла, что-то вообще от непонятно какой чортовой бабушки. ДеГармо ушёл и вполне нашёл себя в роли пилота бизнес-джетов, а остальные участники группы явно были не в состоянии не то, что второй раз написать Mindcrime, но даже до уровня других своих старых дисков добраться не могли.
Тут надо сказать, что не могли и не смогли, но хотя бы пытались. Записанный в 2006 году, почти двадцать лет спустя, Operation: Mindcrime II был попыткой второй раз войти в ту же воду, попыткой, в которой Тэйт играл ведущую роль. И вроде был всё складывалось красиво, и Памелу Мур снова позвали (сестра Мэри является вышедшему на свободу Никки в видениях), и на роль доктора Икс пригласили Ронни Джеймса Дио, и музыка выгодно отличалась от последних релизов. Но... Но это всё же было очень сильно не Рио-Де-Жанейро.
Дальше участники группы окончательно разругались с Тэйтом, а он пытался отсудить у них право называться Queensryche. Похоже, что выдающийся вокалист в жизни оказался не самый приятный человек, хотя в этих дрязгах сам черт ногу сломит. Группа и Тэйт идут теперь параллельными дорогами, хотя к настоящему моменту я окончательно утратил интерес и к тем, и к другому. А вот просто послушать Джеффа всегда хорошо; он отлично вписался в многоголосицу Avantasia Тобиаса Заммета, и я даже сподобился увидеть и услышать его живьём летом 2019 года. Голос магический, конечно. И лучше всего слушать этот голос на старой записи 1986 года - делать это можно почти бесконечно.
На этом, пожалуй, и всё. Даже если вас пугает слово "прогрессив" или слово "металл" или, паче чаяния, сочетание этих двух страшных слов - всё равно, попробуйте Operation: Mindcrime. Как ни удивительно, но я лично знал людей, которым он не зашёл, но для меня он навсегда останется невероятной пластинкой, которую я могу гонять на репите. В общем, всем спасибо за внимание, берегите себя и слушайте музыку.
#desert island albums