Мы продолжаем цикл публикаций, цель которого – познакомить читателей с наиболее интересными уголками Удмуртии. Итак, после северо-западной окраины нашей республики мы переместились на восток 18-го региона. Нет, о Чайковском мы вскоре поговорим отдельно, поскольку этот край знаменит также многими другими чудесами!
Привет удмуртским Костоватам!
В фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» есть сцена, где один из героев вслух читает газету: «А вот в деревне Костоваты выпал град. Некоторые градины достигали величины куриного яйца». Роль образованного помещика Петрина в этой картине исполнил Народный артист РСФСР Анатолий Ромашин, фильмография которого насчитывает более ста киноролей.
Между тем, деревня Костоваты Воткинского района звучит в этой картине не случайно. Будущий актер был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Удмуртию, а свою трудовую биографию он начинал на Воткинском заводе, который выпускал артиллерийские орудия для фронта. Ну, а его отец Владимир Ромашин - в то время являлся начальником Костоватовского лесоучастка. С разрешения режиссера в текст своего героя Анатолий Ромашин добавил упоминание деревни, в которой когда-то работал его отец.
Во время войны Анатолий Ромашин жил в Воткинске в частном секторе в деревянном доме. В 1990-х годах, уже будучи известным актёром, он приезжал на свою вторую родину. Анатолий Владимирович прошёл по местам детства, да только никого из приютивших его людей к тому времени уже не осталось в живых…
Намного круче, чем в кино
В некогда очень популярной итало-французской комедии 1958 года «Закон есть закон» показана жизнь вымышленного городка Ассола, по улицам и домам которого проходит граница между Францией и Италией. Этот факт накладывает неизгладимый отпечаток на уклад его жителей и порождает массу курьёзов. В этой связи мы хотим поведать вам не менее любопытную историю поселка Волковский Воткинского района, большая часть которого расположена в Удмуртии, а меньшая – в соседнем Пермском крае. В этом посёлке на чётной стороне улицы владельцы автомобилей могут иметь регистрационные номера с кодом «18», а на нечётной стороне – «59». Ничего не поделаешь: «Закон есть закон»!
Как известно, эти два соседних региона находятся в разных часовых поясах. А потому предприимчивые работники торговли простроили в посёлке прямо на границе Удмуртии и Пермского края алкомаркет с двумя входами. Это даёт возможность жителям удмуртской части на час раньше приобретать спиртное, а гражданам с пермской стороны – ежедневно на час продлевать возможность покупки алкоголя.
Кругом вода
Но это ещё не все географические казусы этого района. Так, на территории района расположены два (!) Воткинских водохранилища. Только одно построено на широкой и полноводной реке Кама, а другое – на относительно небольшой реке по имени Вотка. Как вы уже догадались, последняя дала имя городу Воткинску, и соответственно, описываемому сегодня району.
К слову, Воткинское водохранилище на реке Вотка наряду с Пудемским прудом было построено ещё в 1759 году и является старейшим водным сооружением на территории Удмуртии. А ещё это – самый вместительный из всех внутренних водоёмов республики – его объём на целых 10 миллионов кубометров больше, чем у поистине огромного Ижевского пруда. Иными словами, место между двумя водоемами - прямо-таки идеально подходит для загадывания желаний. Подобно тому, как принято загадывать желание, оказавшись между двумя Ленами или Янами. Будь то девушки или российские реки с абсолютно одинаковыми именами…
Несмотря на идентичные названия эти водохранилища имеют совершенно разные судьбы. Так, водоём на реке Вотка расположен на равнине, а потому не имеет высоких берегов, которые могли бы осыпаться в процессе так называемой волновой эрозии. В отличие от него, Воткинское водохранилище на Каме имеет высокие западные берега (согласно закону Кариолиса из-за вращения Земли все реки в северном полушарии имеют такую особенность). Так вот, западный берег принадлежит Удмуртии, а течение и волны упорно, год за годом, подмывают и разрушают его. В деревнях и весях прибрежной части Воткинского района много увидеть множество дорог, которые ведут в никуда, обрываясь прямо на крутом берегу.
А ещё оба Воткинских водохранилища служат источниками питьевой воды для жителей двух самых крупных городов Удмуртии. Так, из водоёма на реке Вотка она подаётся в 97-тысчный Воткинск. А у посёлка Новый на берегу Воткинского водохранилища на реке Каме находится водозабор предприятия «Ижводоканал». Именно отсюда по трём ниткам 52-километрового трубопровода вода поступает для нужд полумиллиона человек из 650-тысячного города Ижевска. И лишь 150 тысяч жителей столицы Удмуртии получают местную воду, взятую из Ижевского водохранилища.
Первая ЖД станция Удмуртии
Из первой публикации этого цикла об Удмуртии вы уже знаете, что самая старая действующая железная дорога в наших краях – это северная ветка Транссибирской магистрали, которая идет из Москвы через Глазов на Екатеринбург и дальше до самого Владивостока. А самая старая станция возникла на территории Удмуртии называется Яр и она появилась ещё в 1898 году.
Однако, ни Транссиб, ни станция Яр не являются «пионерами» железнодорожной отрасли Удмуртии. И самая первая линия, и старейшая станция появились в наших краях ещё за два года до этих событий и совсем в другом месте - в Воткинском районе! Чтобы понять, почему их впервые построили в городе, где в 1840 году родился Петр Ильич Чайковский, нужно вспомнить историю Воткинского завода, которым долгое время руководил отец будущего великого композитора.
В 1868 году Министерство путей сообщения заказало в Воткинске 8 паровозов. Построенные локомотивы отправили на баржах - их вели пароходом по рекам Воткинского района - Вотке и Сиве, а далее по Каме и Волге и лишь в Нижнем Новгороде новые паровозы наконец вставали на рельсы. В конце XIX века Воткинские локомотивы славились самой низкой в России себестоимостью и одновременно высочайшей надёжностью и отличным качеством. Это значит, что заказы от МПС на изготовление паровозов продолжились и в последующие годы. Но однажды доставка их баржами по мелководным речкам до Камы стала тормозом для расширения производства Воткинского завода.
Для исправления этой ненормальной ситуации 11-го (по новому стилю 23-го) октября 1896 года от Воткинска до пристани Галёво на реке Каме была пущена в работу железнодорожная линия протяжённостью около 19 километров. До Первой мировой войны она не имела абсолютно никакой связи с остальными железными дорогами России. Ну, а в 1916-м «чугунка» наконец соединила Воткинск с Ижевском и узловой станцией Агрыз.
Вышеописанную Камскую дорогу активно использовали не только для отправки новых паровозов до Камы, но и для перевозки пассажиров. Галёвское направление было очень популярным, поскольку там была пристань, где делали остановку пассажирские пароходы. А ещё там находилась переправа через реку Каму.
В память об этих событиях в черте города Воткинска - на том месте, где находилась самая первая в Удмуртии станция «Камская» - стоит памятник самой старой в наших краях железной дороге широкой колеи (с расстоянием между рельсами в 1,52 метра). В 2004-м эту железную дорогу до Галёво почти полностью разобрали за ненадобностью. Но от неё остался небольшой отрезок, соединяющий город с одним из сверхсекретных загородных цехов Воткинского завода, который ныне выпускает межконтинентальные баллистические ядерные ракеты…
Материал написан на основе:
Ровно 125 лет назад открылось движение по первой в Удмуртии железной дороге
Стальные артерии родникового края
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать еще больше интересных фактов и историй!
#история #история россии #интересные факты #интересный факт #удмуртия #чайковский #петр ильич чайковский #воткинский район #россия
Читайте другие наши материалы:
Яр — сердце Вятской земли
Побратимы удмуртских городов
21 апреля 1760 года – настоящая дата основания Ижевска