Найти тему

Шейбаниды-временщики от Абдуллы-хана I до Науруз Ахмед-хана

Оглавление

После смерти Убайдуллы-хана в 1540 году среди Шайбанидов начались разброд и шатание. Причиной этого была не слабая власть следующего верховного хана Абдуллы-хана I (сын Кучкунджи-хана), а разделение Мавераннахра на три зоны влияния:

  • Бухару с традиционно сильным купечеством, ориентированным на Поволжье (вотчина потомков Махмуд-султана)
  • Самарканд как традиционный политический и культурный центр Средней Азии (вотчина детей Рабии Бегим-султан)
  • Яссы (Туркестан) как главный центр ремесел и торговли полукочевого Присырдарьинского региона (вотчина потомков Кучкунджи-хана). После его перехода в состав Казахского ханства центром узбекской части Присырдарьинского региона стал Ташкент

Каждый регион стремился к лидерству и после мудрого Убайдуллы-хана не нашлось другого такого же правителя, который смог бы дать объединяющую программу для всех регионов (Убайдулла-хан централизовал власть в руках суннитского духовенства как объединяющего фактора для всего населения региона).

Цикл статей о правителях Мавераннахра - Шейбанидах

Портрет суфийского дервиша. ок. 1535 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портрет суфийского дервиша. ок. 1535 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Абдулла-хан сам выходец из Туркестана правил всего полгода и умер в сентябре 1540 года. После него для узбеков наступили тяжелые времена, так как усиливавшееся влияние казахского Хак-Назар-хана вынудило их сжиматься в пределах Мавераннахра. Ташкент постоянно переходил из рук в руки то узбеков, то казахов, а Туркестан стал торгово-экономическим центром Казахского ханства (ханской ставкой был Сыгнак).

Поэтому, узбекские кочевые племена до этого кочевавшие в среднем течении Сырдарьи переместились к Самарканду, где поддержали законного 7-го верховного хана Абдуллатиф-хана (также сын Кучкунджи-хана). Абдуллатиф-хан снова перенес столицу Шейбанидов в Самарканд.

В то же время сын Убайдуллы-хана 27-и летний Абдулазиз-хан не признал власть Абдуллатиф-хана. Это было неслыханно для Шейбанидов, свято соблюдавших устои лествичного права по которому верховная власть переходила к старшему в роде.

Абдулазиз стал первым сепаратистом среди Шейбанидов, фактически обособившись в своей бухарской вотчине. Строго судить его нельзя, так как степняки, группировавшиеся вокруг потомков Кучкунджи-хана не поняли того, что первым понял Убайдулла-хан - в стране с преобладающим ираноязычным населением нескольким сотням тысяч тюркоязычных узбеков будет трудно удержаться. Единственным способом мирного сосуществования являлось единое суннитское вероисповедание и следование суфийскому тарикату. Чему и заложил основы Убайдулла-хан.

Однако кочевые узбеки мало понимали в тонкостях теологии и им нужны были новые пастбища, а не призывы к молитвам. Поэтому, им не нравился книгочей и знаток нескольких языков Абдулазиз, который покровительствовал местной ираноязычной интеллигенции (а соответственно и дехканам). Хотя самаркандский Абдуллатиф-хан также был историком и поэтом.

Миниатюра шейбанидской эпохи, 1540 год
Миниатюра шейбанидской эпохи, 1540 год

К счастью для узбеков открытого противостояния между Бухарой и Самаркандом удалось избежать. К делу подключились бухарские и самаркандские суфийские общины, которые смогли примирить двух ханов и не давали им возможности начать кровопролитие. А потом, Абдулазиз умер в 1550 году, а Абдуллатиф-хан в 1551 году.

После смерти Абдуллатифа самым старшим в роду Шейбанидов оказался сын Суюнчходжи-хана - Науруз Ахмед-хан. Он был неплохим организатором и в первую очередь после восхождения на престол захватил Самарканд, оставшийся без правителя. Однако столица государства осталась в Бухаре.

Портрет Барак-хана (Науруз Ахмеда) середины XVI века
Портрет Барак-хана (Науруз Ахмеда) середины XVI века

В то же время Наурузу не хватало полководческого таланта, что сказалось на военном противостоянии Шейбанидов с могущественным казахским ханом Хак-Назаром. Казахи все глубже вторгались в Мавераннахр, стремясь также получить свою долю в наследстве Абулхайра-хана. Казахам мог бы противостоять старший брат Науруза - Кельды-Мухаммед, пользовавшийся большим авторитетом среди кочевников и не раз громившим казахских батыров. Но он рано умер и Науруз был вынужден пропустить казахские племена в Ферганскую долину и Ташкентский оазис.

Шаткость положения и неудачи во внешней политике способствовали ранней смерти Науруза в 46 лет в 1556 год. За время своего правления он все-таки смог добиться определенной консолидации местного ираноязычного населения и узбеков. Но образование трех центров притяжения в Ташкенте, Самарканде и Бухаре не способствовали централизации власти и стали основой будущих противоречий среди Шейбанидов.

Статьи канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 18 апреля 2022 года

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за февраль-апрель 2022 года