После смерти Убайдуллы-хана в 1540 году среди Шайбанидов начались разброд и шатание. Причиной этого была не слабая власть следующего верховного хана Абдуллы-хана I (сын Кучкунджи-хана), а разделение Мавераннахра на три зоны влияния:
- Бухару с традиционно сильным купечеством, ориентированным на Поволжье (вотчина потомков Махмуд-султана)
- Самарканд как традиционный политический и культурный центр Средней Азии (вотчина детей Рабии Бегим-султан)
- Яссы (Туркестан) как главный центр ремесел и торговли полукочевого Присырдарьинского региона (вотчина потомков Кучкунджи-хана). После его перехода в состав Казахского ханства центром узбекской части Присырдарьинского региона стал Ташкент
Каждый регион стремился к лидерству и после мудрого Убайдуллы-хана не нашлось другого такого же правителя, который смог бы дать объединяющую программу для всех регионов (Убайдулла-хан централизовал власть в руках суннитского духовенства как объединяющего фактора для всего населения региона).
Цикл статей о правителях Мавераннахра - Шейбанидах
Абдулла-хан сам выходец из Туркестана правил всего полгода и умер в сентябре 1540 года. После него для узбеков наступили тяжелые времена, так как усиливавшееся влияние казахского Хак-Назар-хана вынудило их сжиматься в пределах Мавераннахра. Ташкент постоянно переходил из рук в руки то узбеков, то казахов, а Туркестан стал торгово-экономическим центром Казахского ханства (ханской ставкой был Сыгнак).
Поэтому, узбекские кочевые племена до этого кочевавшие в среднем течении Сырдарьи переместились к Самарканду, где поддержали законного 7-го верховного хана Абдуллатиф-хана (также сын Кучкунджи-хана). Абдуллатиф-хан снова перенес столицу Шейбанидов в Самарканд.
В то же время сын Убайдуллы-хана 27-и летний Абдулазиз-хан не признал власть Абдуллатиф-хана. Это было неслыханно для Шейбанидов, свято соблюдавших устои лествичного права по которому верховная власть переходила к старшему в роде.
Абдулазиз стал первым сепаратистом среди Шейбанидов, фактически обособившись в своей бухарской вотчине. Строго судить его нельзя, так как степняки, группировавшиеся вокруг потомков Кучкунджи-хана не поняли того, что первым понял Убайдулла-хан - в стране с преобладающим ираноязычным населением нескольким сотням тысяч тюркоязычных узбеков будет трудно удержаться. Единственным способом мирного сосуществования являлось единое суннитское вероисповедание и следование суфийскому тарикату. Чему и заложил основы Убайдулла-хан.
Однако кочевые узбеки мало понимали в тонкостях теологии и им нужны были новые пастбища, а не призывы к молитвам. Поэтому, им не нравился книгочей и знаток нескольких языков Абдулазиз, который покровительствовал местной ираноязычной интеллигенции (а соответственно и дехканам). Хотя самаркандский Абдуллатиф-хан также был историком и поэтом.
К счастью для узбеков открытого противостояния между Бухарой и Самаркандом удалось избежать. К делу подключились бухарские и самаркандские суфийские общины, которые смогли примирить двух ханов и не давали им возможности начать кровопролитие. А потом, Абдулазиз умер в 1550 году, а Абдуллатиф-хан в 1551 году.
После смерти Абдуллатифа самым старшим в роду Шейбанидов оказался сын Суюнчходжи-хана - Науруз Ахмед-хан. Он был неплохим организатором и в первую очередь после восхождения на престол захватил Самарканд, оставшийся без правителя. Однако столица государства осталась в Бухаре.
В то же время Наурузу не хватало полководческого таланта, что сказалось на военном противостоянии Шейбанидов с могущественным казахским ханом Хак-Назаром. Казахи все глубже вторгались в Мавераннахр, стремясь также получить свою долю в наследстве Абулхайра-хана. Казахам мог бы противостоять старший брат Науруза - Кельды-Мухаммед, пользовавшийся большим авторитетом среди кочевников и не раз громившим казахских батыров. Но он рано умер и Науруз был вынужден пропустить казахские племена в Ферганскую долину и Ташкентский оазис.
Шаткость положения и неудачи во внешней политике способствовали ранней смерти Науруза в 46 лет в 1556 год. За время своего правления он все-таки смог добиться определенной консолидации местного ираноязычного населения и узбеков. Но образование трех центров притяжения в Ташкенте, Самарканде и Бухаре не способствовали централизации власти и стали основой будущих противоречий среди Шейбанидов.
Статьи канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 18 апреля 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за апрель 2022 года
Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за февраль-апрель 2022 года