Много раз выходил со станции метро "Октябрьская", а на Большой Якиманке не был. Так же, как с Большим Театром, впервые пришёл туда лет в пятьдесят, хотя мимо проходил часто. В районе Якиманка все были, все москвичи и частые гости столицы. Третьяковка, Парк Горького, Музеон. А вот на улицу Большая Якиманка я вышел в солнечный прохладный апрельский день впервые в этом 2022-м.
Название Якиманка пошло от церкви Иоакима и Анны, которую взорвали в 1969-м во время реконструкции улицы Большой Якиманки. Церковь была закрыта в 1939 году, а с 1965-го там был кузнечный цех. Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, то есть, если по-человечески, бабушка и дедушка Иисуса Христа. По церковным канонам по-другому называются, не слишком понятно.
Конечно, в старину обычные люди церкви называли по-русски по-простому: не Иоанна, а Ивана, не Иакова, а Якова, не Иоакима, а Якима. Поэтому и Якиманка.
Иду гулять. Прошёл мимо нового храма Казанской иконы Божьей Матери, красивый храм кстати, "нырнул" в переход", перешёл на другую сторону улицы.
Передо мной ограда церкви Иоанна Воина, Ивана Воина. С неё и начну знакомиться с Большой Якиманкой.
Нынешнее здание церкви Иоанна Воина построено в 1704-1713 годах. Ранее церковь была в другом месте, "у Крымского Двора на берегу". То есть ближе к Крымскому мосту на территории Центрального Дома Художников. Первое упоминание о той, предыдущей церкви, относится к 1625 году. В те времена здесь не селились "нормальные" горожане, потому что местность часто подтапливалась во время весенних наводнений, и так было до строительства Водоотводного канала. А селились здесь стрельцы. Люди военные, в случае экстренной ситуации быстро "снимались" с места, а когда вода уходила, возвращались. Поэтому и церковь Ивана Воина.
Есть легенда, что на новую церковь деньги дал сам Пётр Первый. Увидев из лодки во время наводнения затопленную колокольню, царь спросил священника, что за церковь. Ивана Воина, был ответ. Пётр, как полководец, "проникся", пообещал дать денег на новую церковь, только чтобы построили её на холме. Через некоторое время царь привёз деньги, триста рублей, план здания и кое-какую церковную утварь. Он увидел, что основание новой церкви уже готово, и похвалил священника. Вот это исполнительность!
Со дня основания открыта для прихожан с небольшим перерывом во время французского нашествия 1812 года. В годы богоборчества одна из тех церквей, которым повезло, которую не закрыли, не перестроили и не снесли. Красивый иконостас, чтимые иконы.
Самое эффектное строение на Якиманке - дом Игумнова. Это самый известный в Москве дом в русском стиле. Здание построили в конце 19-го века по заказу ярославского купца Игумнова. Дом и в те времена сильно выделялся среди других строений Якиманки, а уж сейчас и подавно. Немного похож на Ярославский вокзал, но это - крышей, а окна, балконы, лепнина, изразцы. Терем из иллюстраций к русским сказкам, только не деревянный.
С 1938 года здесь находилось посольство Франции, а сейчас - резиденция французского посла. Сразу вспоминается классическая строка: "И жена французского посла".
Сохранились и двухэтажные домики в классическом стиле.
Есть современные дома, на которые приятно посмотреть.
На одном из домов на бордюре изображены пейзажи Дании. Почему Дании? Данность такая, её просто надо принять. Пейзажи Дании, и всё, и без всяких почему. В доме круче самого яркого кокошника живёт французский посол. Почему москвичи не могут жить в доме с пейзажами Дании на бордюре? Могут, и живут.
Маскарон, это маска человека, вплетённая в архитектуру здания. Пояснение для таких же, как я, которые и не знали, и всё равно забудут. Кстати, некоторые говорят и пишут не "маскарон", а "макарон", проглатываю букву "с". Получается уже не про архитектуру, а про кулинарию. А если рассказчица, которая пытается вам объяснить тайны архитектуры, торопится и "глотает" звуки, то у неё может вообще получиться "макрон". Во всяком случае, у той рассказчицы, которую слушал я, так и получилось - "макрон". Упс, думаю, да тут на Якиманке не только посол французский, тут и покруче есть. Затем, конечно, разобрался с терминами.
Маскароны бывают не только на старинных зданиях, но и на совсем новых. Вот у одной такой чёрной головы сворачиваем с Большой Якиманки в Бабьегородский переулок.
Выходим к очень интересной церкви. Она находится во дворе школы. Школа раньше была обычная, общеобразовательная, а сейчас платная, престижная и дорогая. Но мы о церкви.
Маронская церковь, или церковь Марона Пустынника Сирийского. Известна тем, что при ней была открыта первая в Москве церковно-приходская школа. Это что, нынешнее здание школы рядом? Не важно. Важно, что в этом месте детей учат давно и успешно.
Спускаемся по ступенькам , идём дальше по переулкам. Бабьегородский перетекает в Первый Голутвинский переулок. Идём мимо парка "Музеон", сегодня нам не туда.
Идём мимо музея братьев Третьяковых. Беру себе на заметку. Обязательно в ближайшее время схожу сюда и расскажу об этом.
Никольская церковь или храм Николая Чудотворца в Голутвине. Здесь же китайское православное подворье. Есть такая Автономная Китайская Православная Церковь. Здесь её подворье.
Можно подумать, что история православной церкви в Китае началась с русской эмиграции в начале двадцатого века после революции. Нет. Эта история ещё петровских времён, когда первый российский император пытался распространять своё влияние и таким образом.
Идём по Голутвинским переулкам мимо зданий бывших мануфактур. В одном из переулков вдалеке видим скульптурную фигуру кучи "глины". Подарок западных "друзей" горячо любимой Москве. Таким образом они здесь наср... наложили кучу глины, пусть и металлической. Наложили не без помощи местных своих обожателей. Не фотографировал.
Кстати, Голутвинские переулки не имеют ничего общего с бывшим городом Голутвин, который ныне часть города Коломна. Голутва - по-старорусски - лесная просека, пустошь в лесу.
Выходим на Большую Якиманку. Тут сохранилось несколько купеческих особнячков. Все они бережно отреставрированы, и выглядят как новые, выигрывая своим видом у новых.
Вышли к месту, где когда-то находилась церковь Якима и Анны. Минутку погрустили об уходящей и ушедшей натуре.
Сели в автобус, благо остановка рядом, и вернулись к метро, откуда пришли, к "Октябрьской".
В ближайшее время вернусь сюда, и в музей, и в "Музеон", и побродить по переулкам.