Найти в Дзене
ЭврикаХаб

Простое правило, которое поможет легко научиться умножать в столбик

Оглавление

В начальной школе не так-то легко учиться, особенно когда начинаются трёхзначные числа. А учитель ещё задаёт примеры на умножение и деление с ними. Моя дочь учится в третьем классе, и мне часто приходится дома объяснять то, что непонятно в школе. Умножение трёхзначных чисел — одна из сложных тем.

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

Выглядит страшно, не спорю, но, если разобраться, всё не так уж плохо. Начнём с умножения.

Устно или в строчку с трёхзначными числами справиться очень трудно. Проще всего считать в столбик. Здесь правило одно. Что умножая, что деля большие числа, надо помнить простое правило: единицы, десятки и сотни пишутся каждый в своём столбце.

Давайте посмотрим на примерах.

Пример 1: 321 умножим на 3

321 — 3 сотни, 2 десятка и 1 единица, 3 — это 3 единицы. Поэтому записываем тройку, на которую мы умножаем, под единицей числа 321. То есть единицы под единицами.

Далее приступаем к собственно умножению. Идём от малого к большому, то есть сначала единицы, потом десятки, а потом сотни.

Итак, перемножаем единицы: 1 из числа 321 умножаем на 3. 1 × 3 = 3. Ответ записываем под единицами.

Теперь идём к десяткам: 2 десятка числа 321 тоже умножаем на 3. 2 × 3 = 6. Ответ записываем под десятками.

Наконец, умножаем сотни. 3 сотни числа 321 умножаем на три. 3 × 3 = 9. Ответ записываем под сотнями. Что получилось? 963!

Фото автора
Фото автора

Пример 2, сложнее: 253 умножим на 4

Опять записываем единицы под единицами и так далее. 253 — это 2 сотни, 5 десятков и 3 единицы. 4 пишем под единицами.

И начинаем с единиц. 3 единицы числа 223 умножаем на 4. И вот тут сложнее, ведь 3 × 4 = 12, и в полученном числе не только единицы. А мы пишем единицы только под единицами, помните?

Так вот, что же у нас в числе 12? 12 — это 1 десяток и 2 единицы. И вот эти 2 единицы мы пишем в нашем столбике под единицами, а 1 десяток переносим к десяткам. Обычно получившиеся в результате умножения десятки мы пишем сверху, над десятками. Видите, как здесь на фотографии.

Фото автора
Фото автора

Теперь перемножаем десятки с нашей четвёркой. Оставшуюся от предыдущего действия единицу мы пока не трогаем (но помним про неё!). 5 десятков умножаем на 4:

5 × 4 = 20.

И тут самое время вспомнить про нашу единичку и прибавить к полученному ответу: 20 + 1 = 21. И тут снова в нашем столбике мы можем написать только последнюю цифру от полученного ответа. Раз мы умножали десятки, то получился 21 десяток. То есть 1 (десяток) мы пишем в столбик под десятками, а 2 от нашего ответа «21» мы надписываем над сотнями. Ведь 20 десятков — это 2 сотни.

Остаётся последнее действие. Перемножить сотни. 2 сотни умножаем на 4, надписанную сверху двойку по традиции пока не трогаем. 2 × 4 = 8. И тут мы вспоминаем про наши два десятка от предыдущего действия и прибавляем их. 8 + 2 = 10. Раз мы перемножали сотни, то получилось 10 сотен. 10 сотен — это тысяча. И наш ответ 1012.

Надеюсь, у вас всё получилось! Напишите в комментариях, удалось ли таким способом посчитать ваши примеры. Ниже фото из тетради моей дочери. Как видите, у неё получается решать самой.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Автор: Мария Сибирская, независимый автор медиагруппы "Хакнем".

Читайте наш канал в телеграм по этой ссылке

-6

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com