Первые попытки переделать обычный самолёт Ил-76МД в противопожарный были предприняты ещё в конце 80-х годов. Необходимость в такого рода специализированной авиационной техники пришла вместе с осознанием того, что тому же самолёту-амфибии типа Бе для забора воды нужен сам водоём.
А что если поблизости от очага возгорания нет подходящего водоёма, и самолёту просто некуда приводниться и набрать воду? Вот как раз для таких случаев и был разработан Ил-76П (Пожарный).
Конструктивно он практически не отличается от серийного военно-транспортного, однако его пришлось оснастить дополнительным оборудованием. Как можно видеть на фото, в его грузовой отсек помещается нечто похожее на трубы. Это устройство называется выливной авиационный прибор (ВАП).
Эти ВАПы сделаны из алюминия толщиной 5 мм, и их суммарная ёмкость составляет 42 тонны. Они были разработаны и введены в эксплуатацию в 1993 году и с тех пор конструктивно они не сильно поменялись. Масса пустого ВАПа составляет всего лишь 3 тонны.
И как можно догадаться из названия, содержащаяся в нём вода или же специальная жидкость для тушения выливается с воздуха прямиком на очаг. Для удобства транспортировки эта двухтрубная конструкция с двумя сливными желобами оснащена колёсами.
Эти ёмкости заполняют на специальных заправочных станциях и держат уже заполненными. Затем грузовик, трактор или любой другой тягач подтаскивает заполненный ВАП через водило к самолёту, после чего ВАП перецепляют к лебёдке самолёта, швартуют на тельферы, и они затаскивает его в грузовой отсек. На заполнение одного ВАПа водой уходит где-то 30 мин.
И поскольку время полёта Ил-76П до места сброса воды и обратно может быть меньше 30 мин, то для экономии времени эти ВАПы держат уже заправленные водой в достаточном количестве. Т.е. сам самолёт не заправляют водой, а меняют пустые ВАПы на полные.
Слив же воды осуществляется за несколько секунд. Самолёт пролетает над очагом на скорости порядка 280 км/ч и на высоте около 80 м. Точность накрыва водой осуществляется с учётом поправок на ветер. При залповом сбросе воды размер участка составляет 100 м в ширину и 550 м в длину. При последовательном отпирании переборок ВАПа вода распыляется на более узкую полосу, и при этом более протяжённую - 65 м в ширину и 700 м в длину.
Что касается финансовой части, то с учётом всех расходов на воду, топливо, персонал, амортизацию оборудования и т.д. стоимость одного вылета и сброса 42 тон воды на очаг обходится примерно в 600 тыс. руб. Эта сумма зависит в том числе и от удалённости самого очага от места постоянного базирования самолёта и заправочной станции ВАПов.