Найти в Дзене
The Black Polygon

ЛЮБОВЬ В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Античная культура всегда считалась образцом искусства. Именно по этой причине в Новое время представители классицизма обращались к греческим канонам, создавая новые шедевры архитектуры, живописи и литературы. Стоит также отметить, что именно с Древней Греции началась история европейского искусства. Это означает, что если мы изучим базовые понятия греческой культуры, то мы сможем получить более полную картину развития Европы вплоть до наших дней. Понятие любви – основа многих философских умозрений. Каноны любви заложены и в религиозные учения, и в рассуждения мудрецов, и в само искусство. В этой статье разобрана греческая философия любви. Вячеслав Павлович Шестаков в своей книге "Эрос и культура: философия любви и европейское искусство", опираясь на труды Платона, Лукреция, Плутарха, Абеляра, Фичино, Спинозы, Фихте, Стендаля, Вл. Соловьева, Н. Бердяева. С. Булгакова, Л. Карсавина и др., разбирает три основных вида любви в греческой философии. Но на самом деле их больше. Виды любви в
Оглавление

Античная культура всегда считалась образцом искусства. Именно по этой причине в Новое время представители классицизма обращались к греческим канонам, создавая новые шедевры архитектуры, живописи и литературы. Стоит также отметить, что именно с Древней Греции началась история европейского искусства. Это означает, что если мы изучим базовые понятия греческой культуры, то мы сможем получить более полную картину развития Европы вплоть до наших дней.

Понятие любви – основа многих философских умозрений. Каноны любви заложены и в религиозные учения, и в рассуждения мудрецов, и в само искусство. В этой статье разобрана греческая философия любви.

Вячеслав Павлович Шестаков "Эрос и культура: философия любви и европейское искусство"
Вячеслав Павлович Шестаков "Эрос и культура: философия любви и европейское искусство"

Вячеслав Павлович Шестаков в своей книге "Эрос и культура: философия любви и европейское искусство", опираясь на труды Платона, Лукреция, Плутарха, Абеляра, Фичино, Спинозы, Фихте, Стендаля, Вл. Соловьева, Н. Бердяева. С. Булгакова, Л. Карсавина и др., разбирает три основных вида любви в греческой философии. Но на самом деле их больше.

Виды любви в греческой философии

В греческой философии различали 7 видов любви: эрос, филия, агапе, людус, мания, сторге, прагма.

Эрос

Это телесная и духовная страсть, стремление к обладанию любимым человеком, основанная на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. Это любовь представляет собой форму зависимости от любимого человека.

У Гомера в "Илиаде" "eros" означает не только желание женщины, но и желание пищи или питья. От этого существительного были произведены прилагательные: erannos, erateinos, eratos, eroeis, которые означали "привлекательный", "красивый" по отношению к людям, предметам и действиям. Широко употреблялся также глагол "eran", что означало "желать", "быть влюбленным". Отсюда производился глагол "erasthenai" - "влюбиться", "обрести желание". Все эти слова имели отношение к сексуальной сфере. Кроме того, существовало божество по имени Эрос как персонификация той могущественной силы, которая заставляет людей влюбляться и искать взаимности друг друга.
В. П. Шестаков "Эрос и культура: философия любви и европейское искусства"

Эрос основана на преданности и привязанности к любимому. Сексуальное влечение вторично, хоть и прямо подразумевается. Эрос основан на животных инстинктах и напоминает по своей силе голод или жажду. Это любовь-зависимость со слепой идеализацией объекта любви.

Вполне логичным этапом развития эроса является разочарование. Таким образом, эта любовь оказывается разрушительной. Отношения разрываются, и партнеры вновь ищут новых любовников.

Ромео и Джульетта. Экранизация "Ромео и Джульетта", 2013 год, реж. Карло Карлеи.
Ромео и Джульетта. Экранизация "Ромео и Джульетта", 2013 год, реж. Карло Карлеи.

В литературе любовь-эрос можно увидеть в поэме Шекспира "Ромео и Джульетта". Их отношения были всепоглощающими и ослепляющими. Неизбежная трагедия в финале показывает, что у этой любви не было будущего. Подтверждением тому, что любовь детей Монтекки и Капулетти была лишь страстью, является и возраст героев. Это типичная подростковая любовь, рисующая миражи в неокрепших умах юных влюбленных. Став старше, они бы точно осознали всю глупость своих поступков и, скорее всего, не оценили бы всех жертв в угоду своей влюблённости.

Аксинья и Григорий Мелехов. Многосерийный фильм "Тихий Дон", 1957-1958 год, реж. Сергей Герасимов
Аксинья и Григорий Мелехов. Многосерийный фильм "Тихий Дон", 1957-1958 год, реж. Сергей Герасимов

Такую же картину можно наблюдать в романе Михаила Шолохова "Тихий Дон". Любовь Аксиньи и Григория Мелехова была страстной и чувственной. Она горела бурно, но вряд ли это романтическое чувство оказалось бы долговечным. Поэтому, закономерно, эта история заканчивается трагедией. Аксинья умирает, а Григорий обретает смысл жизни в ребёнке, который олицетворяет последнюю живую связь Мелехова с родной землей. Шолохов намеренно убивает главную героиню. Иначе в продолжении романа была бы велика вероятность, что один из любовников или оба просто остыли, и любовь сошла бы на нет, оставив то самое горькое разочарование.

Также к эросу относят любовь таких персонажей, как Роза и Джек ("Титаник"), Джейн Эйр и Эдвард Рочестер ("Джейн Эйр"). Это классическая история о любви, получившая воплощение в самых популярных произведениях искусства.

Однако важно понимать, что эрос – это определённый этап. Из приведённых выше примеров только герои романа "Джейн Эйр" смогли преодолеть кульминационный момент и выйти на новый уровень. Остальные примеры являются классическим в своём развитии и финале эросом.

Филия

Это бескорыстная любовь, полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это любовь ради любви.

Употреблялся также термин "philia", наделенный смыслом "любовь", но далеко не всегда в сексуальном плане. Прилагательное "philos" означало "быть близким", "дорогим", "милым"; существительное "philos" имело значение "друг" или "родственник". Чаще всего эта группа слов относилась к сфере любви между родителями и детьми. Правда, греки не всегда строго различали "eros" и "philia" и часто смешивали их, однако главное различие состояло в том, что термин "eros" относился к тому, к кому испытывали желание, a "philia" означал любовь в сфере родственных отношений.
В. П. Шестаков "Эрос и культура: философия любви и европейское искусства"

Эту любовь также называют платонической. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это чистое чувство, не требующее ничего взамен. Это безусловная, бескорыстная любовь в чистом виде.

С такой любовью относился Маленький Принц к своей розе:

Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький Принц"

История отношений Принца и розы показывают результат филии, когда существа просто желают быть рядом, помогать и смотреть в одну сторону с объектом своей любви.

Сторге

Это любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих.

Любовь — нежность, любовь — дружба. В таких отношениях партнеры являются одновременно и друзьями, и любовниками. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Именно о сторге писал А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин": «привычка свыше нам дана, заменой счастию она...», когда говорил о замужестве Татьяны Лариной.

Сериал "Война и мир", 2016 год, производство Великобритания: Наташа Ростова и Пьер Безухова в финале
Сериал "Война и мир", 2016 год, производство Великобритания: Наташа Ростова и Пьер Безухова в финале

Но есть и более яркий пример сторге в литературе. Это брак Наташи Ростовой и Пьера Безухова. В финале все сильные качества этих героев в союзе проявились наилучшим образом: властность Наташи и жертвенность Пьера позволили им создать стабильное семейное счастье.

Агапе

Это духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, схожая с материнской любовью. Любовь не ради себя, а ради другого. Сочетает в себе милосердие, преданность, страсть.

Кроме того, существовали термин "agape" и производное от него "agapan" (быть довольным, удовлетворенным). Позднее средневековые авторы использовали этот термин в противоположность "эросу" для обозначения любви, которая не включает в себя никакого элемента сексуальности.
В. П. Шестаков "Эрос и культура: философия любви и европейское искусства"

Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. С одной стороны, агапе – это принятие и уважение. с другой – полное погружение в любимого и страсть.

В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Агапе может проявляться и в дружбе, тогда сексуальное влечение исключается, всё остальное сохраняется.

Агапе также напоминает жертвенная любовь к ближнему своему из христианских канонов.

Интересный пример агапе в литературе золотого века – семья Маниловых из поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души".

Супруги Маниловы. Пятисерийный фильм "Мёртвые души", 1984 год, реж. Михаил Швейцер
Супруги Маниловы. Пятисерийный фильм "Мёртвые души", 1984 год, реж. Михаил Швейцер

Супруги Маниловы сосредоточили в себе дипломатическое мастерство и жертвенность любви агапе. Их взаимный идеализм и способность строить воздушные замки не изменил им даже в старости.

Манилов – образцовый семьянин и любящий отец. Он счастлив в браке и нежно любит свою жену. Супруга Манилова - приятная, гостеприимная и образованная женщина.

В целом, в семье Манилова царит трогательная атмосфера любви и нежности.

...впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь [...] Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку. И весьма часто, сидя на диване, вдруг [...] они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй [...] Словом, они были, то что говорится, счастливы...» «... зачем довольно пусто в кладовой? [...] Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо...
Н. В. Гоголь "Мёртвые души"

Людус

Это любовь-спорт, игра, состязание. Чувства в такой любви поверхностны, поэтому не могут удовлетворить человека полностью. Это гедонизм в чистом видео, где на первом месте собственные комфорт и наслаждение.

Данная любовь основана на половом влечении и направлена исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений.

Самым простым описанием людуса является понятие "интрижка". В прорелигиозной культуре людус не поощряется, потому что именно такая любовь лежит в основе измен.

Примером людуса можно назвать отношения Гарри Поттера и Чжоу Чанг из цикла книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг.

Экранизация романа "Гарри Поттер и Орден Феникса", 2007 год, реж. Дэвид Йейтс
Экранизация романа "Гарри Поттер и Орден Феникса", 2007 год, реж. Дэвид Йейтс

Именно в "Кубке огня" мы видим, как в Гарри впервые просыпается дух соперничества. И отношения с Чжоу показывают первую подростковую влюблённость и желание показать себя в лучшем свете. В дальнейшем мы видим похожее проявление людуса у Гарри в "Принце-полукровке", где он говорит своей подруге Гермиона, что он и есть "избранный", когда речь заходит о возможности завести интрижку с Родильной Вейн.

Из пары, которую связывает людус, не получится полноценно крепкой семьи. Также нужно учитывать, что людус может быть очень искренним, эмоциональным или даже страстным, но при этом заканчивается также стремительно.

Прагма

Это рациональная любовь, любовь по «расчету». Она рождается не от импульса, а от решения любить, которое основывается на доводах. Этот вид любви идет не от сердца, а от ума и удовлетворяет разум, но не эмоциональную сторону.

Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.

Джулия и Майкл. Экранизация "Театр", 2004 год, реж. Иштван Сабо
Джулия и Майкл. Экранизация "Театр", 2004 год, реж. Иштван Сабо

Пример правым изображен в романе "Театр" Сомерсета Моэма. Актриса Джулия и ее муж Майкл живут в спокойном семейном союзе. На первый взгляд кажется, что их отношения отражают ценности и принципы сторге. Однако то, что это прагма, доказывает их снисходительность к недостаткам друг друга.. Даже незначительные увлечения на стороне, не отражались на прочности их союза. Когда Джулия сильно увлеклась Томом, у нее хватило такта скрыть это от мужа и не травмировать его. Гроза пронеслась мимо, не затронув их семейного благополучия.

Мания

Это любовь-одержимость, «безумие от богов». Такая любовь всегда сопровождается неуверенностью в себе и зависимостью от объекта любви. Манию характеризуют душевная боль, ревность, безумие.

Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Она заставляет страдать влюбленного человек и несет страдания объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Самым ярким примером мании можно назвать отношения Кэтрин и Хитклиффа в романе Эмили Бронте «Грозовой перевал».

Кэтрин и Хитклифф. Экранизация "Грозовой перевал", 1992 год, реж. Питер Козмински
Кэтрин и Хитклифф. Экранизация "Грозовой перевал", 1992 год, реж. Питер Козмински

На самом деле, очень спорный пример, потому что нужно учитывать, что герои на протяжении всего романа развиваются и взрослеют. Манией можно назвать первую часть, когда Кэтрин и Хитклифф только встречаются. Они определённо разные, и всё и вся вокруг них противится этим отношениям. Их любовь противоречива и губительна, но при этом вместе Кэтрин и Хитклифф олицетворяют бунт против системы и классических образов любви того времени.

Мания изначально исходит от Хитклиффа, который жаждет подчинить себе Кэтрин и сделать своей.

Окончательное подтверждение мании мы видим в двух сценах: когда Кэтрин говорит: "Я и есть Хитклифф", признавая свою одержимость и сильную связь с возлюбленным, и когда Хитклифф после смерти Кэтрин говорит, что часть его души безвозвратно потеряна. Отождествление себя с объектом любви является тем самым доказательством присутствия мании в отношениях.

Также доказательством мании является мстительность Хитклиффа, которая так и не смог простить обществу потерю любимой, хотя решение выйти замуж за другого Кэтрин приняла самостоятельно.

В конечном счёте герои расходятся, но они не в состоянии жить без друг друга. История заканчивается трагедией и среди них не остаётся никого, кто бы прожил остаток дней счастливо. Это классический конец мании, если влюблённый не в силах преодолеть её и научиться любить другой любовью.

Экранизация "Анна Каренина", 1967 год, реж. Александр Зархи
Экранизация "Анна Каренина", 1967 год, реж. Александр Зархи

Второй пример мании в художественной литературе – отношения Вронского и Анны Карениной в одноимённом романе Льва Толстого.

Их бурные, всепоглощающие и драматические чувства, которые они проявляли друг к другу и ради которых шли на любые жертвы, не выдержали испытания временем. У Вронского с Анной в конце концов накопилась усталость от бурных эмоций, столь привлекавших вначале обоих высоким накалом. При разрыве Анна теряла намного больше, чем Вронский, так как она поставила на карту все: семью, ребенка, положение в обществе. Лишившись всего и не получив взамен ничего, кроме крушения иллюзий, Анна Каренина покончила с собой. Любовь подчинила ее и погубила.

Мы опять сталкиваемся с классической концовкой мании: это трагедия и невозможность возлюбленных быть вместе и прожить долгую и счастливую жизнь. Она им недоступна сама по себе, но кроме того, канонично в сюжет вклиниваются и непреодолимые внешние обстоятельства.

Вместо вывода

Следует отметить, что античная культура породила не только разнообразную терминологию, связанную с понятием "любовь", но и множество литературных жанров, связанных с описанием любви и любовного чувства. Среди них - эпический, лирический, сатирический, философский, бытоописательный. Действительно, феномен любви присутствует и в античном эпосе, и в лирике, и в сатире, и в философской литературе. Это разнообразие жанров породило и разнообразие типов понимания и истолкования любви, из которых можно выделить следующие четыре: мифологический, космологический, фшюсофско-этический и, наконец, эротико-гедонистический. Следует рассмотреть каждый из них в отдельности.
В. П. Шестаков "Эрос и культура: философия любви и европейское искусства"

Многозначность и эмоциональность содержания понятия о любви придает этому феномену статус высшего выражения человеческой сущности. Любовь одна, но она разная. Внутри единого чувства любви идёт её разделение по интенсивности, способам выражения и длительности.

Любовь не зависит ни от чего, ей "все возрасты покорны", но в то же время она у всех разная. Нет абсолюта в том, что до сих пор не имеет даже универсального и бесспорного понятия.