Возможно ли такое? Давайте разберемся!
В целом, можно грубо выделить две категории медитативных практик. Первая - это практики-настрои, когда мы выбираем некоторое состояние и как бы надеваем его на себя, подобно одежде. Вторая - это созерцание, пребывание в здесь и сейчас, осознавание тела и дыхания.
И то, и другое может стать очень тонкой формой насилия по отношению к себе, если мы садимся в медитацию с целью (часто неявной и неосознаваемой) стать ЛУЧШЕ. Спокойнее, добрее, осознаннее... ЛУЧШЕ.
И начинается тонкая борьба с тем, что есть сейчас: болью, грустью, тревогой, спокойствием (например). Или если мы наоборот в состоянии сильной радости или эйфории, и хотим привести себя в "нормальные чувства". Любая попытка себя изменить, улучшить, приведет к этой борьбе.
И, вроде бы, мы говорим себе: я просто хочу отдохнуть в настоящем... И сопротивляемся возникающим мыслям (это, наверное, самый частый пример). Или испытываем сильную тревогу, но начинаем визуализировать, как все хорошо. Мы бежим от того, что есть здесь и сейчас, мы создаём внутри себя войну.
Очень важно отслеживать малейшее сопротивление тому, что есть. Малейшее желание улучшить и изменить себя.
Как понять, что в медитации было сопротивление, борьба? Очень просто - когда вы выйдете из медитации, вы почувствуете (может, и не сразу!) раздражение, может, даже злость. Это очень важные сигналы, говорящие о том, что нужно с большим вниманием отнестись к своей мотивации и мыслям о практике.
Или, может, вы замечали, как после практики "любящей доброты" некоторые люди, а, возможно, и вы сами, становитесь раздражительными? Все это, увы, из-за желания взять и грубо "починить себя", не проявив должного уважения и внимания тому, что есть.
Есть некоторые буддийские школы, которые культивируют просветление. Надо ли говорить, к какому напряжению, к какой внутренней борьбе приводит такая установка?...
Отбросить все "надо" и "не надо", открыться переживанию, что бы оно ни несло в себе. Можно даже представить, что вы устраиваете свидание с самими собой. И тогда сама практика обретёт совсем иные оттенки.
Знакома ли вам такая тонкая война с самим собой?