Найти тему
На это мы смотрим!

Основы повествования №6: Конфликт

Эта серия раскрывает то, что я считаю ОСНОВНЫМИ компонентами любой великой истории. Это принципы, которыми вы должны овладеть, если хотите влиять на жизнь людей и увеличивать свой доход, независимо от того, создаёте ли вы фильм, сериал, роман, научную или учебную книгу, выступление, вебинар, блог или рекламную презентацию.

Когда вы создаёте историю для книги, сцены или экрана, вашей основной целью всегда должно быть создание эмоционального опыта для ваших читателей и зрителей. А основным источником эмоций в любой хорошо рассказанной истории является конфликт.

Какую бы историю вы ни хотели рассказать, на какой бы арене ни был ваш герой/протагонист, он должен чего-то хотеть, и он должен преследовать эту цель до кульминации истории. Конфликт ‒ это просто то, что стоит на пути вашего героя к достижению его желания.

Источником конфликта в истории могут быть другие персонажи ‒ злодеи, соперники, конкуренты или даже партнёры, друзья и близкие, чьи действия мешают герою осуществить желание. Конфликт может исходить от сил природы ‒ стихийных бедствий, болезней, физических ограничений, враждебной среды или законов физики. Или может быть просто природа цели, которую преследует ваш герой, выходит за пределы его физических или умственных способностей.

Но каким бы ни был источник, эти препятствия и проблемы должны сделать почти невозможным для вашего героя добиться успеха. Потому что чем больше конфликт, тем больше эмоциональный опыт у людей, которых вы хотите затронуть своей историей.

Возьмём, к примеру, один из моих самых любимых мультфильмов «Вверх» (2009). Цель героя Карла ‒ доставить дом, который он делил со своей покойно женой Элли, к Парадайз-Фолс в Южной Америке, место, которое они всегда мечтали посетить во время одного из своих нереализованных приключений.

Теперь посмотрите на все конфликты, с которыми Карл сталкивается с другими персонажами истории. Город хочет его выселить, а строители хотят снести его дом. По прибытии в Южную Америку Рассел, мальчик, который спрятался в доме Карла, хочет, чтобы говорящий жетон Дага сопровождал его, хочет вернуть экзотическую птицу Кевина, а позже хочет, чтобы Карл спас Кевина от злого авантюриста Чарльза Манца. Позже Манц поджигает дом Карла и готов убить его с Расселом, чтобы сохранить птицу.

Кроме того, смерть Элли в прологе, кажущаяся невозможной для полётов на доме в Южную Америку погода, с которой они столкнулись, и враждебная среда, и огромное расстояние, которое должен преодолеть Карла, чтобы перетащить дом к Парадайз-Фолс, ‒ все эти силы природы увеличивают конфликт, который должен преодолеть герой, чтобы достичь своей цели.

Герои ваших собственных историй должны сталкиваться с трудностями и препятствиями с момента их появления, в завязке вашей истории, до момента, когда их цели будут достигнуты, в кульминационный момент. И по мере продвижения ваших историй препятствия, с которыми сталкиваются ваши герои, должны становиться всё труднее для преодоления и возникать всё чаще и чаще.

Конфликт ‒ это не просто спор двух людей, хотя спор может показать, что вовлечённые персонажи имеют сильно противоположные желания. Но я предполагаю, что если вы думаете о фильмах или романах, которые вы любите, или о самых больших целях, которых вы достигли в своей жизни, они редко сопровождались криками и визгами. То, что придавало этим историям и личным ситуациям такое эмоциональное воздействие, было действиями, которые вы или эти герои должны были предпринять, и монументальными трудностями, которые нужно было преодолеть, чтобы в конечном итоге добиться успеха.

Всякий раз, когда вы чувствуете, что застряли где-то в середине истории, которую вы разрабатываете, избегайте надуманных «Давайте-добавим-метель» или «Что, если-он-на-самом-деле-инопланетянин?» подходов к конфликту. Вместо того, чтобы придумывать больше не связанных между собой внешних препятствий, кажущихся оригинальными или захватывающими, создайте конфликт, который органично вырастает из желания вашего героя. Если эта цель чётко определена и если она имеет жизненно важное значение для вашего героя, то проблемы, возникающие из-за требуемых огромных усилий и людей, стоящих на пути вашего героя, должны вызвать у вас множество конфликтов.

И если вы пытаетесь создать историю, в которой просто нет такого большого конфликта в том, что произошло на самом деле, или цели, которую вы создали для своего вымышленного героя, то пришло время найти историю для рассказа получше.

Но прежде чем вы откажетесь от любой истории, которую хотите рассказать, углубитесь в своего героя, чтобы исследовать ещё один источник конфликта. Здесь вы наиболее глубоко затронете своих читателей и зрителей внутренним конфликтом вашего героя.

Внутренний конфликт вырастает из противоположных желаний персонажа: сознательного желания достичь того. чего он отчаянно хочет, и всеобщей, вездесущей, подсознательной решимости оставаться в безопасности.

Из-за ран и убеждений из прошлого мы все хотим оставаться в своих собственных зонах комфорта, делая всё возможное, чтобы снова не испытать какую-то боль из нашего прошлого.

Таким образом, мы создаём то, что я называю идентичностью ‒ ложное «я» или личность, которую мы представляем миру, чтобы защитить себя от нашего страха неудачи, отвержения, унижения, бедности или любого другого состояния, в котором мы находились, и любых ложных убеждений о нас. Эта вещь привита нам нашими родителями, друзьями, религией, культурой или травмирующими потерями.

Это подсознательные воспоминания, страхи и ложные убеждения, которые мешают нам жить полноценной жизнью, к которой мы стремимся. В результате мы находимся в постоянной битве между тем, чтобы избегать наших страхов и жить своей правдой, своей сущностью.

Подумайте ещё раз о герой «Вверх». Карл охвачен горем из-за потери Элли и чувством вины за то, что так и не подарил ей обещанных приключений. Эти раны из его прошлого вселили в него калечащий страх потерять даже память о жене и отпустить свою привязанность к ней.

Поэтому, чтобы защитить себя от ещё большей боли, он создал свою личность: ворчливый скряга, который не хочет иметь ничего общей ни с кем, и который теперь буквально тащит за собой вес своего прошлого, когда бредёт к Парадайз-Фолс.

Пока Карл, наконец, не избавится от этой защитной брони, он никогда не осуществит своё желание по-настоящему почтить память Элли. Что ещё более важно, он никогда не будет жить своей сущностью и никогда не испытает удовлетворения, которое придёт, когда он будет достаточно смелым, чтобы соединиться, защитить и полюбить Рассела, Дага и Кевина.

Когда вы рассказываете истории ‒ настоящие или вымышленные, ‒ в которых ваши герои должны найти в себе мужество, чтобы преодолеть свои самые глубокие страхи, отказаться от эмоциональной брони своей защитной идентичности и предпринять действия для достижения своих желаний, у вас не будет особых проблем с созданием достаточного количества конфликтов.

И когда, как рассказчик, вы готовы вывести своего героя, свою аудиторию и самого себя на этот более глубокий, универсальный уровень, тогда вы вызовете сильнейшие эмоции у людей, на которых хотите повлиять.

Источник: https://www.storymastery.com/writing-fundamentals/story-essentials-6-conflict/