Уютные привычки последних лет уходят в прошлое. То, что казалось обычным и естественным вчера, стало призрачным сегодня. Ничего не понятно, не предсказуемо и не ясно. Вчерашний опыт не работает, прежние знания становятся неактуальными. Новый мировой порядок, господа. Жизнь стремительно перестраивается и меняется. Банки попадают под санкции, останавливаются производства, с рынка уходят целые компании. Возможно, совсем скоро миллионы людей останутся без работы, и мы снова вернёмся к бунтам, забастовкам и демонстрациям. Не в исторической хронике, а в суровой реальности.
Мы ещё цепляемся за вчерашний день в надежде, что он завтра вернётся, но всё больше осознаём, что старые уклады остались в прошлом. Потребительские потоки заметно редеют. Переоцениваются товары и ценности. Шик, бутик, гламур и глянец стали ругательными словами. Опустели бары, кафе, рестораны, спа-салоны и даже супермаркеты. Вместо тренингов «Как стать миллионером» вырос спрос на антикризисные мероприятия. Людям стало не до развлечений и зрелищ – лишь бы была работа. И уже не обязательно любимая, престижная и высокооплачиваемая. Любая! Лишь бы платили. Лишь бы прокормить семью. Только бы продержаться.
Еще вчера ты был успешный и уважаемый человек, а сегодня уже многое не по плечу и не по карману. Зато появилось право на неудачу. Лучшее алиби для неудачников – кризис. На него всегда можно списать всё: от распада семьи до потери работы. А между тем пострадали пока только сотрудники иностранных компаний, а серьёзные финансовые потери понесли лишь крупные бизнес-фигуры.
Но люди уже поверили в кризис и перестали доверять друг другу и надеяться на светлое будущее. Активизировались мошенники и аферисты. Исчезли спонсоры и меценаты.
А ведь совсем недавно казалось, что мы наконец-то достигли нормальной жизни. На машину не нужно было копить годами, а просто взять её в кредит. И за квартирой больше не надо было стоять в очередях, а просто оформить её в ипотеку. И все крупные города превратились в одну большую автостоянку и громадную стройку. Покупательский бум набирал обороты, и обыватели меняли мебель, гардероб и технику не потому, что они пришли в негодность, а потому, что у них была такая возможность.
Самой популярной формой литературы стала реклама, и холодильники оказались больше, чем книжные шкафы. Страна перестала рождать учёных и изобретателей, а только блогеров и менеджеров. И города превратились в огромные магазины, где все что-то покупают и продают.
И вдруг всё это начало двигаться к логическому концу. Всё стало вставать на свои места. Теперь можно развивать собственное производство, образование и науку. Профессионалы вытеснят любителей, трудоголики победят бездельников, а браки будут заключаться не в банках, а на небесах. Почему же мы так этого боимся? Почему все испугались и опешили от такого расклада событий?
Если в девяностые советские люди растерялись, потому что всю жизнь надеялись на государство и партию, то сейчас все знают, что «никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь, ни герой». Поэтому современники, наученные горьким опытом, закупают крупы, сахар и туалетную бумагу. И делятся секретами, как выжить и остаться человеком. Оказывается, можно есть простые продукты, донашивать имеющиеся вещи и ходить пешком. Общаться с природой и друг с другом. Не смотреть телевизор, не листать социальные сети, а читать классику.
А ещё можно представить, что это твой последний день и попытаться посмотреть на мир прощальным взглядом. И каким же всё покажется не важным: курсы валют, выросшие цены, фамилии президентов и премьеров, недостроенный дом и недополученная прибыль…
И окажется, что значение имеет только то, что не покупается и не продаётся.
А как ваши дела? Держитесь за вчерашний день или уже подстроились под новый порядок жизни?