У многих писателей остаются незавершенные произведения. Особенно много их у тех, кто рано ушел из жизни в расцвете своего таланта. Эти незавершенные вещи кого угодно могут ввергнуть в фрустрацию, ведь так хочется узнать, чем закончится повествование, но полностью осознаешь, что ты не узнаешь этого никогда. Вот это "никогда" и угнетает больше всего. Мне, например, реально больно видеть резкий обрыв "Арапа Петра Великого" в самом начале захватывающей интриги. А сколько еще у Пушкина незавершенных произведений в прозе! "Гости съезжались на дачу", переписка двух барышень, "Египетские ночи"... да что говорить! Видно, что это были бы шедевры. Это ясно, как день, по их первым страницам, первым фразам.
Сукин сын Дантес...
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Любое талантливое незаконченное произведение вызывает повышенный интерес и споры на тему, как дальше могло бы продвигаться повествование. Желание поставить финальную точку породило такое явление, как продолжение незаконченного произведения другим автором. Те же "Египетские ночи" были дописаны, в своей стихотворной части, Валерием Брюсовым, а как прозаическое произведение — пушкинистом Модестом Гофманом. Опыт интересный, но ничего общего не имеющий с Пушкиным. Литературное творчество — процесс абсолютно индивидуальный (даже если текст пишется вдвоем или даже целым коллективом) в том смысле, что замысел автора (авторов, работающих вместе) известен только им самим.
Никто другой не может проникнуть в мысли автора. Никто, кроме него самого, не напишет текст так, как было задумано.
Это же касается незавершенных произведений в других видах искусства. Наличие черновиков и набросков, конечно, служит большим подспорьем, но даже в таком случае произведение, завершенное другим автором, не поднимается до уровня начального варианта. Разумеется, речь только о талантливых вещах. Впрочем, бездарные неоконченные вещи никто и не собирается продолжать. Пожалуй, есть только один пример удачного завершения известного произведения. Я говорю об опере Александра Бородина "Князь Игорь". Композитор писал ее очень долго, 18 лет, но так и не завершил. Вернее, не довел до ума, как говорится. После его смерти за дело взялись С. Римский-Корсаков и его ученик А. Глазунов, которые и сделали оперу такой, какой мы ее знаем. Тем не менее, автором оперы справедливо считается только Бородин.
Доделывать за мастера его неоконченный труд, в большинстве случаев, не стоит. Это понимали издревле. Например, Леонардо да Винчи покинул Флоренцию, оставив незавершенной алтарную картину "Поклонение волхвов", заказанную монастырем Сан-Донато. Что было делать? Монахи пригласили ученика Леонардо Филиппо Липпи. Он был талантлив, знал манеру Леонардо, но все равно не стал дописывать за учителем. Он просто написал другую картину на ту же тему. Обе картины сейчас можно видеть в галерее Уффици.
#искусство #культура #эстетика
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Что такое биоэтика, и чем она занимается
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Четыре произведения немецкого экспрессионизма в кёльнском Музее Людвига, которые я запомнил