В ночь на 30 апреля исполняющий обязанности командира 36-й бригады морских пехотинцев ВСУ Сергей Волынский по открытым каналам связи обратился к президенту Турции с мольбой организовать процедуру extraction для военнослужащих и гражданских лиц, окопавшихся в «Азовстали». Докладываю соображения.
Я лично сомневаюсь, что Волына (позывной командира морпехов) раньше вообще знал, что такое процедура эксфильтрации. Так называется тактика эвакуации оказавшегося в критическом положении военного контингента (или группы гражданских лиц) в безопасную зону. В качестве примера Волына привел Дюнкерк, но это некорректное сравнение. В ходе операции «Динамо» была проведена эвакуация частей союзников из Франции на воюющие Британские острова через пролив Па-Де-Кале. Полного господства в воздухе немецкая авиация не имела. Так что положение союзников нельзя назвать безвыходным. Правильный пример процедуры extraction – израильская операция «Шаровая молния». В 1976 году еврейский спецназ вылетел в Уганду, за полтора часа освободил заложников и пилотов «Аэробуса», захваченного террористами. Сами террористы, а также бойцы угандийской армии, попытавшиеся оказать сопротивление, были ликвидированы.
Естественно, что Реджеп Эрдоган и турецкое военное командование никогда не согласится на процедуру эксфильтрации в прямом понимании этого термина. Даже если бы они сошли с ума и отправили свой спецназ на верную смерть под российские пули, так ведь еще украинский гарнизон и гражданских надо на чем-то эвакуировать. Туда что, воздушную армию вертолетов послать? Или лайнер в порт Мариуполя пригнать? Это бред.
Очевидно, что Волына понимает, что процедура extraction возможна только с согласия России. И рассчитывает, что такое согласие будет получено. Но стоит ли нам соглашаться на эвакуацию украинцев в Турцию?
Это очень сложный вопрос. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы этого решения.
Выгод много. Вот главные из них: 1. Проявление гуманизма к гражданскому населению и раненым (последних, по заявлению Волыны, там около 600 человек). 2. Полное освобождение Мариуполя и высвобождение наших сил и средств после снятия блокады с «Азовстали». 3. России не надо будет содержать и лечить еще несколько тысяч пленных.
На последнем пункте остановлюсь подробнее, поскольку ранее читатели просили меня уточнить этот вопрос. Дело в том, что сегодня процесс сдачи в плен украинских военных приобретает лавинообразный характер. Их в десятки если не в сотни раз больше, чем наших пленных. Обменять один на одного просто невозможно. Даже если мы будем менять 10 на 1, то все равно нам скоро некуда будет девать украинских солдат. По некоторым сведениям, в Центральной России уже целые СИЗО и колонии освобождают от преступников, чтобы разместить там украинцев. При этом содержание украинских военнопленных в ЛДНР и России более чем достойное. Это признают даже оголтелые националисты. Например, бывший руководитель офиса Зеленского Андрей Ермак, признавая гуманизм России к пленным, призывает украинские власти усилить контрпропаганду и распространять в СМИ дезинформацию про жестокое отношение к сдавшимся:
- Иначе никто не захочет умирать, а будут сдаваться. Моральный дух армии и общества упадет вниз, как и рейтинг власти, – констатирует Ермак.
Надо отметить, что в ДНР (которая беднее России) на питание одного военнопленного выделяется 105 рублей в сутки. Для сравнения: в Твери на горячие завтраки или обеды школьника выделяется 65 рублей в день. Кто-то скажет, фига ты сравнил! Взрослый мужик и школьник. Но я ел тот школьный обед, а во мне центнер. Наелся от пуза. Прибавьте сюда затраты на охрану, на лечение больных и раненых военнопленных, расходы на содержание и обслуживание лагерей... Миллионы рублей в день только на один крупный объект.
Единственный серьезный минус от процедуры эксфильтрации гарнизона «Азовстали» - то, что многие националисты затем вернутся в строй ВСУ. Но это весьма серьезная проблема, которая, на мой взгляд, очень сильно нивелирует все плюсы.
Вот так и получилось, рассказать рассказал, а собственную позицию четко не сформировал. Скорее - за extraction. Ваше мнение? Только не следует предлагать выпустить лишь часть гарнизона, а самых радикальных националистов взять в плен. На это украинцы вряд ли пойдут. И сами не выйдут, и мирных с ранеными не выпустят. Доклад закончил.
Подписываемся на канал.
Подписываемся на группу в ВК, чтобы не потеряться в случае чего.
Кто не успел, знакомимся с первыми итогами нашей акции.
Илья Гусаров