Перспективу птичьего полета заменили перспективой лягушки.
Освальд Шпенглер
Сложно в иные время быть по-настоящему мыслящим и понимающим человеком — сплошная вереница вопросов. Для думающего человека, мыслителя, по мнению известного философа Освальда Шпенглера, нет запретных вопросов, нет абсолютно верных или неверных точек зрения.
Недостаточно перед лицом таких важнейших проблем, как пространство и время, личность и мир вокруг нас — обращаться лишь к своему опыту, к своему внутреннему голосу, к своему разуму. Но взывать только к мнению предшественников и современников — тоже совершенно недостаточно.
Конечно, можно узнать то, что является истинным для себя и для своего времени, но ведь это далеко не предел. Явления других культур говорят на совершенно других языках. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя они всегда должны иметь значение: или все, или ни одна.
Сейчас многие изучают научные труды Освальда Шпенглера, немецкого философа, публициста и историка. Освальд Шпенглер — один из ярких представителей современной философии культуры и философии жизни. Главное сенсационное произведение философа — книга «Закат Европы».
Работа над первым томом издания длилась шесть лет и была закончена весной 1917 года. Цель — попытка впервые предопределить современную историю. По мнению философа Освальда Шпенглера, противостояние — это вечная форма высшего человеческого бытия. Книга вышла после поражения Германии в Первой мировой, и вызвала невиданный фурор.
Первый тираж первого тома книги «Закат Европы» — был раскуплен мгновенно. А неизвестный отставной учитель Освальд Шпенглер, иногда писавший об искусстве, моментально превратился в философа и пророка.
Современный человек, даже причастный к академической науке, часто снисходительно относится к философии. В нашем обществе существует стойкое недоумение по поводу деятельности философов. Многие не могут ясно и однозначно ответить на простой вопрос — «Что делает философ?»
Дело не в том, что ответы неправильные, а в том, что ответа нет. Проблема усугубляется тем, что и сами философы зачастую не могут внятно ответить на этот вопрос, и тем самым, множат сомнения. Потому и возникают мифы, дающие возможность образу философа закрепиться в действительности.
В этих мифах философы предстают — древними мудрецами из детских сказок, безобидными чудаками, говорящими малопонятные вещи и живущие отшельниками. Такое описание может подойти учёному из любого научного сообщества, но, к удивлению — такой образ работает.
Почему такое происходит с философами? Кажется, есть одна важная причина. Это ложная идея, что теперь XXI век, «все иначе» и «как раньше» уже не живут и не думают. Очень хорошо было бы, чтобы непонимание по отношению к философии и философам прошло, сказать слова поддержки.
Сегодня многие известные деятели, и не только культуры, заблуждаются — вольно или невольно. Это ожидаемо, ведь их понимание действительности строится не на логике, а на эмоциональном моменте и его восприятии. Да и мало кто мыслит ясно, а уж излагать мысли публично — могут единицы.
Сегодняшний негатив в адрес философии и философов может дорого всем обойтись в перспективе. Это неприятие несправедливо по отношению к тем, кто — не пользуясь поддержкой большинства, и не меняя воззрений, остаются в своей искренней любви к ближнему и всему человечеству.
Стало модным говорить: «С чего вы взяли, что философов надо слушать?» Совершенно не питая иллюзий касательно артистического, литературного и музыкального мира, можно спросить, а кого слушать, смотреть и читать?
Кого, если не философов? Телеведущих? Политологов? А профессионалы обрели слово и право на истину, взамен многих, утративших авторитет? Мы до сих пор удивляемся, что известные интеллектуалы — литераторы, издатели, режиссёры, поэты, музыканты, не могут разобраться, где истина.
Реальность учит не только слабых. Быстро приходит понимание — это в сказках расплата совершается быстро. Видимо, стоит набраться терпения и знаний. И больше ценить понимание в улыбчивых глазах собеседника. Они проникают в душу, согревают теплом и зажигают ответную улыбку.
Сердце человека умеет радоваться — широко и ярко, сдержанно и тихо. Внимательный взгляд на мир, на жизнь, на судьбу, на историю... Вопреки всему — оптимистичный, полный любви и понимания. Взгляд философа, для которого бытие не исчерпывается лишь границами текущего момента.
Философ Освальд Шпенглер выделял в мировой истории всего восемь культур, достигших зрелости. Это — египетская, индийская, китайская, вавилонская, «магическая» (арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) культуры и культура майи.
Эти культуры, по мнению Шпенглера, «завершённые», уже полностью исчерпавшие свои возможности. В дальнейшем философ собирался направить внимание и изучать будущую русско-сибирскую культуру.
Существование в разные времена и на разных территориях планеты восьми уникальных культур — есть, по Шпенглеру, свидетельство не единого процесса мировой истории, не «линейной» её направленности, а только подтверждает единство проявлений жизни во Вселенной.
Освальд Шпенглер доказывает бессмысленность и отсутствие такого понятия истории в традиционном смысле — истории как процесса. Он считает, что эти восемь культур — неоспоримое свидетельство единства проявлений жизни во Вселенной, во всем её прекрасном многообразии.
У Шпенглера, «культура» — это сложившаяся в веках историко-культурная целостность. Каждая культура имеет не только искусство, что ожидаемо, но и собственное естествознание и уникальную природу. Потому, что природа, по Шпенглеру, воспринимается человеком через культуру:
«Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира как природы, или — одно и то же — у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в еще более высокой степени у каждой культуры... есть... собственный тип истории, в... стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление».
На страницах книги «Закат Европы» философ утверждает, что великой живописи и музыки среди западноевропейских условий больше быть не может. А способности западноевропейского человека исчерпаны уже столетие тому назад — у него есть только возможность распространять былые достижения. Напомню, эти строки были напечатаны в 1917 году.
При этом, Освальд Шпенглер считал (явно иронизируя), что не видит ущерба от того, что окрылённое надеждами современное молодое поколение узнает, что эти надежды непременно потерпят крушение. И в области архитектуры, драмы и живописи никаких достижений не будет.
Освальд Шпенглер уже тогда прозорливо предупреждал что понимание конечного смысла философской деятельности утрачено. Философию смешивают с проповедью, агитацией, фельетоном и специальной наукой:
«Перспективу птичьего полета заменили перспективой лягушки».
Без преувеличения, речь о важном — возможно ли сегодня или завтра существование настоящей философии? Благоразумнее стать поваром или инженером, заниматься практическим делом, вместо повторения унылых тем — под предлогом очередного подъёма философского мышления.
Обратившись к мировой литературе и истории, становится ясно, что перед рассветом темнота сгущается. Кажется, никакой истории нет, и мы живём во всех временах сразу, и вот оно, прошлое — только распахни окно. Мы ищем ответы и возможность взглянуть на мир широко открытыми глазами.
***
От всей души желаю своим читателям всего самого прекрасного!
Друзья, делитесь впечатлениями и подписывайтесь на мой канал!