Чем же завоевал свою славу Эдди Ван Хален? Талант, Уникум, Гений… Можно сколько и как угодно тасовать различные хвалебные эпитеты, только вот с их помощью получится выразить не более, чем крохи истинной его значимости. С закрытыми глазами взять любого американского гитариста 80-90-х и услышишь практически идентичные истории о походе на концерт Van Halen, который изменил всё…
По сути, Эдди стал знаменателем всех предшествующих ему гитарных техник, комбинируя и улучшая которые, он вывел уровень владения инструментом на недосягаемую доселе высоту. Тот же тэйпинг в 70-х использовался не единожды – здесь отметились и Стив Хэкетт из Genesis, и Брайан Мэй, но лишь Эдди сумел сделать его исключительно своей «фишкой».
Альбом 1982 года «Diver Down», в принципе, линию ранних релизов 70-х, таких, как «Van Halen II» (1979), «Women And Children First» (1980), и «Fair Warning» (1981). 29 мая 1983 года, к востоку от Лос-Анджелеса, рядом с городком Сан-Бернардино, прошёл второй день US Festival – мероприятия, организованного Стивом Возняком из Apple. Хэдлайнером «дня хэви-метала» стали Van Halen, получившие за 90-минутное выступление 1,5 миллиона долларов – самый высокий гонорар не только среди участников фестиваля, но и в истории музыки на тот момент – что стало поводом для внесения имени группы на страницы Книги рекордов Гиннеса за «самое дорогое единичное выступление».
Наверное, именно этот факт лучше всего демонстрирует тот статус и масштаб популярности, в котором Van Halen пребывали во время создания своего шестого альбома. Он, вышедший 9 января 1984 года, практически в одночасье стал платиновым. Во многом этому способствовал хит-сингл "Jump", сразу же после выхода взлетевший на первую строчку. Но и не менее хитовые "Panama" и "I'll Wait" (№ 2 в США), тоже внесли весомый вклад в сумасшедшую популярность этого релиза. На данный момент статус этого альбома - бриллиантовый, т.е. только в США на данный момент продано свыше 10 млн. копий. Сейчас, в эпоху интернета, о таких продажах многим топовым музыкантам не приходится и мечтать.
Эго Ли Рота росло не по дням, а по часам. Более интровертный Эдди днями не показывался на людях, прячась от космической славы то в алкоголе, то запершись в своей студии, что ожидаемо отразилось на настроении следующего альбома. Перещеголял младшего брата в плане вредных привычек лишь старший, накачивавшийся до «глюков». Лишь тихоня Майкл Энтони, терпя свинское отношение, держался в стороне, словно ожидая общей развязки.
Ситуация взорвалась, когда Дэйв выпустил сольный мини-альбом и заявил о намерении снять собственный фильм, что не понравилось Эдди и Алексу, а сами братья представили новый план развития группы, где гастрольная деятельность отходила на второй план, что не понравилось Дэйву. В результате, концерт в Нюрнберге 2 сентября 1984 так и остался последним в истории тех Van Halen. Ли Рот ушёл в сольное плавание, а сама группа с новым вокалистом Сэмми Хэгаром обрела новую жизнь.
Альбом «5150» (1986) получился также невероятно привлекательным, и он прекрасно выдержал проверку временем, хоть и не сверкал так ярко в чартах, как «1984». «Ou 812» (1988) тоже, в принципе, не подкачал, но был еще менее заметным, и содержал несколько проходных номеров, и как следствие, его успех был еще более скромным.
Альбом - «Diver Down»
Страна – США, 1982 год
Стиль – hard rock
Содержимое: Откровенно говоря, альбом средненький. Сразу отмечу, что главный его недостаток – излишняя коммерциализация и перебор с каверами. Хард-роковая составляющая ещё более сократилась, а вот рок-н-ролльность, коей группа стала злоупотреблять после выхода дебютника, на данной пластинке опять-таки в избытке. Не скажу, что это совсем уж плохо, но однозначно идет в разрез с предыдущими творениями коллектива.
В 80-81-м гг. группа находилась в постоянных разъездах, пытаясь завоевать себе популярность массовыми выступлениями, и это им отчасти удалось, но сильно отразилось на материале, так как времени творить особо не было, все делалось на скорую руку, а фирма требовала все новый и новый материал.
Может, поэтому песни чужого авторства на «Diver Down» добрую половину пространства. Даже несмотря на богатый опыт обращения к стороннему творчеству, лишь перепевку The Kinks, ввиду устойчивой любви Van Halen к этим британцам, можно соотнести с ранней клубной эпохой. А вот остальные песни имеют отношение не столько к рок-н-роллу, сколько к классической американской поп-культуре в целом, из-за чего «Diver Down» и считается своеобразным бенефисом Дэвида Ли Рота, который в условиях подобного мелодичного и непритязательного материала, чувствовал себя как рыба в воде.
Что касается собственного материала, то Van Halen удалось выдержать его в общем настроении альбома – правда, полноценных песен набралось всего четыре: оставшаяся с сессий предыдущего альбома «Secrets», реинкарнация одного из старых демо «Hang’ em High», мелодичная даже на фоне эпохи Хагара «Little Guitars» и задорная «The Full Bug» с гармошкой Ли Рота. Все, так сказать, одноразовое кушанье.
В итоге альбом продавался еще хуже, чем «Fair Warning» и чуть было не поставил крест на группе, но, к счастью, этого не случилось. А вот, например, у Дэвида Ли Рота впервые появилась мысль о сольной карьере. Тогда, в 82-м этого еще не произошло, и музыканты отправились в долгосрочный отпуск, вернувшись к деятельности только через год.
На альбоме присутствует известная многим по фильму «Красотка» песня «Pretty Woman» (практически без изменений), а также опять ставший уже традиционным кантри («Big Ball Bill») Peggy Lee.
Лучшие композиции: конечно же, «Pretty Woman» Роя Орбисона!
Альбом - «1984»
Страна – США, 1984 год
Стиль – hard rock
Содержимое: Шестой альбом Van Halen появился на свет в 1984 году под таким же знаменательным названием «1984», и он же стал последним с David'ом Lee Roth’ом на вокале. Сравнивать эту запись с дебютником (тоже, кстати бриллиантовый релиз) я не буду.
При упоре на, безусловно, коммерческое и не слишком-то и тяжелое звучание, группа позаботилась тут и о качестве материала. Вопросов по поводу безусловного композиторского таланта, я думаю, ни у кого не возникает. Во всех отношениях превосходный релиз.
Эдди не растерял свой былой запал и наградил альбом поистине бомбическими риффами, как в «Drop Dead Legs» или «Girl Gone Bad». Вообще, техническая сторона «1984» оказалась просто прекрасной – а могло ли быть по-другому в случае Эдди? Свежепостроенная студия «5150» стала для него Раем, где он мог находиться практически круглосуточно, что значительно сократило влияние Теда Темплмэна и Ли Рота – именно, поэтому, звучание альбома столь отличается от предшественников.
Лучшие композиции: «Panama», «I’ll Wait», «Drop Dead Legs», «Girl Gone Bad». Ну и конечно, главный хит коллектива – «Jump», который живет и здравствует отдельно от группы вот уже почти что 40 лет.
Альбом - «5150»
Страна – США, 1986 год
Стиль – hard rock
Содержимое: В 1985 году David Lee Roth решил покинуть Van Halen и заняться сольным творчеством. И уже в том же году новым вокалистом группы становится Sammy Hagar (ранее работал в Montrose). А уже в следующем году увидел свет альбом под незамысловатым названием «5150», названному в честь одноименной студии.
Надо признать, что новый вокалист внес свежие веяния и прекрасно вписался в коллектив. К тому же, вокал Hagar’а нисколько не уступает Lee Roth’овскому. Первое, что замечаешь при прослушивании альбома – группа практически вернулась к своему классическому звучанию. И хоть в некоторых песнях все ещё слышится больше клавишных, чем гитар (кстати, и от этого огреха группа вскоре избавится на последующих пластинках), здесь это уже не так страшно. Ну и конечно, еще раз не сказать о таланте главного локомотива группы, Эдди Ван Халена просто невозможно. Великолепный мелодист, потрясающий технарь, новатор, да и просто классный шоумен (его гитарным номерам наиболее полно посвящена вещь «Summer Nights»).
Материал на «5150» отличается от предыдущего LP серьезностью и продуманностью. Примечательно, что с каждым последующим альбомом, группа будет только прогрессировать, разумеется, в лучшую сторону. «5150» же - один из основополагающих альбомов Van Halen. Здесь наиболее полно раскрыт потенциал группы эпохи Сэмми Хэгара.
Лучшие композиции: На альбоме множество великолепных песен, таких, как хитовая «Why Can't This Be Love» - однозначно, визитная карточка группы, скоростной номер «Get Up», бодренькие «Dreams» и «Inside», а также приятный медляк «Love Walks In». Остальные вещи менее интересны, но слабых вещей тут нет.
Альбом - «Ou 812»
Страна – США, 1988 год
Стиль – hard rock
Содержимое: Пока Дэвид Ли Рот преуспевал на сольном поприще, Эдди Ван Хален тоже не сидел сложа руки, а работал над новым материалом, который сумел бы закрепить успех предыдущего альбома. И вот он, новый диск, и он также не подкачал, возглавив американские чарты на четыре недели, и всего за год приобретя платиновый статус.
Конечно, тех слюней, которые были при прослушивании «5150» уже не было. Даже более, Van Halen несколько охладил пылкое воображение вашего покорного слуги по поводу последующих альбомов. Но нельзя не признать, что начав с довольно мажорного блюза, группа на «Ou 812» стала выдавать легкие для восприятия хард-энд-хэви композиции одну за другой, непритязательность которых компенсируется выкладыванием Хагара на все сто и, конечно же, изобретательными гитарными соло, без которых представить музыку Van Halen уже невозможно. Следует отметить, что в хэгеровский период песни стали немного длиннее, а Эдди стал проводить за клавишными гораздо меньше времени.
Никаких потенциальных хитов работа 1988 г. не содержит, но слушать этот образчик музыкального трудолюбия все равно приятно.
Лучшие композиции: «A FU (Naturally Wined)», «Feels So Good», «When It’s Love» (лучшая песня на альбоме).
Пока в наушниках звучат золотые хиты Эдди Ван Халена, потихоньку прожимайте лайк для автора и оформляйте подписку на канал.
С чего начинали Van Halen, можете узнать здесь.
Окончание следует.