Отношение к книгам у нее было сложное. Она не понимала, зачем они нужны.
Потому что бабушка не умела читать. То есть, могла по слогам прочитать несколько слов, но чтобы вот читать глазами, бегло- не могла.
Она только две зимы проходила в церковно-приходскую школу.
На этом ее образование закончилось.
Тогда же, в моем детстве и юности, книги играли очень важную роль в жизни образованной советской семьи. Они были обьектом уважения, культа, престижа.
Хорошие книги было трудно было купить, надо было «доставать».
Например, перед всеми комсомольскими и партийными конференциями в фойе бывали организованы книжные прилавки, и туда всегда стояли очереди.
Принести домой с районной партийной конференции коробку конфет и двухтомник Чехова, например- это как притащить убитого мамонта в первобытное племя.
Еще книги можно было купить в командировках по области. В маленьких городках и селах спрос на них был меньше, и поэтому я как-то смогла купить редкое издание Ахматовой именно в каком-то райцентре, роясь на книжных прилавках.
А уж поездка в какую-нибудь национальную республику – вообще, была поводом для легенд. «Представляете, у них в книжном свободно лежит Булгаков, «Мастер и Маргарита»,- рассказывала я после поездки в Ташкент.
У моего дяди была серия «Библиотека всемирной литературы»(1967-1977 года издания), 200 томов.
Там было все – от «Рамаяны» и «Одиссеи» – до Шолохова и Твардовского.
Иметь такое богатство могли далеко не все - дядя был директором крупнейшего свинокомплекса, он смог.
Подписку на эту серию распределяли в райкомах партии. Стоила она копейки, но купить ее было невозможно. Только «по распределению».
Эта серия необычайно ценилась.
Когда в конце 70-х стали уезжать в Израиль еврейские семьи, они продавали книжную серию БВЛ за сумму, эквивалентную стоимости машины.
По крайней мере, родители моей подруги Сони сделали именно так.
Ну, то есть, понятно, как ценились книги в советское время.
И в нашей семье тоже.
А бабушка этого не понимала.
Она считала, что чтение - это от безделья.
В их крестьянской семье никаких книг отродясь не было. Кроме дедовского «справочника ветеринарного фельдшера», который он даже на фронт с собой.
Впрочем, была еще одна книга. Но мы с братом ее сожгли.
Это был сборник молитв, дореволюционного еще издания.
А нам с братом было 6 лет, и мы боролись с бабушкиной верой в бога, как могли.
Мы просто видели, что наши родители осуждают ее походы в церковь, и решили поспособствовать ее вразумлению.
Порвали книгу на листы, и подсунули в печь на растопку.
Бабушка уже плохо видела тогда, и решила, что это просто газетка.
Потом хватилась через некоторое время- когда увидела выдранную обложку от книги.
И поняла, что она сама сожгла.
А потом мы узнали историю этой книги.
Это было старинное монастырское издание молитв.
Его принес в дом бабушкин брат, который был монахом на Афоне.
Его история такая.
Он с детства пристрастился к молитвам и часто убегал в церковь, один.
Работал он не очень хорошо, был мечтательным ребенком: мог забыть про свое стадо, куда его с 10 лет поставили пастушком.
Словом, лет в 15 он обьявил родителям, что хочет уйти в монастырь.
Бабушка говорит, что родители пытались его удержать, но за него пришел просить местный батюшка, и отец сдался. Хотя работник в семье был очень нужен.
Это случилось незадолго до революции.
Много лет о нем ничего не знали.
И вдруг , уже после начала войны , он прибежал на несколько часов с железнодорожной станции, на побывку. Их эшелон ехал на фронт, и застрял на время у станции Толкай.
Брат рассказал, что жил на Афоне, но потом туда пришли большевики, половину монахов поубивали, остальные разбежались. Он успел уйти в Грузию, жил там в горных монастырях, вплоть до начала войны.
Оттуда его и призвали в армию.
Из монастыря он взял с собой на фронт несколько молитвенных книг.
Одну из них принес сестре.
И уехал на войну, откуда не вернулся.
Вряд ли он успел стать хорошим солдатом, этот бывший пастушок…
Так вот, именно этот молитвенник мы и сожгли…
Мне до сих пор стыдно.
Видимо, именно из-за этого я испытываю священный трепет перед книгами вообще, и перед старинными- в частности.
А бабушка – нет, не испытывала.
Не видела от них пользы.
Вот пользу счета она понимала.
И считала очень хорошо – могла в уме быстро сложить несколько цифр, особенно, если это были цены на рынке.
Однажды удивила моего отца тем, что быстро рассчитала стоимость свиного мяса, которое получается,если поросенка кормить хлебом ( в 70-е годы в деревнях комбикорма не было, зато хлеб продавался по очень низким ценам, и многие крестьяне им кормили скотину ) .
Бабушка мгновенно определила, по какой цене надо продать мясо, чтобы не оказаться в убытках. И отец, помню, был удивлен этой скоростью – ему надо было гораздо дольше подсчитывать и соображать для этого.
Наши валяния на диване с книжками бабушка воспринимала как лень. Наверное, это было правдой.
Полоть картошку на жаре, или поливать огурцы из колодца мне не очень нравилось.
Читать было гораздо интереснее.
#история рода
#бабушка, это я
#песни о главном
#бабушка и книги