29,1K подписчиков

Зачем подводным лодкам нужны "крылышки"

1,2K прочитали
Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.

Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями. Их можно видеть, когда субмарина проходит в надводном положении, и так получается, что они как бы висят в воздухе, а значит воды не касаются. Странно, не правда ли?

Зачем размещать горизонтальные стабилизаторы подводной лодки в том месте, где воды может и не быть ввиду того, что субмарина иногда всплывает? Было бы логично размещать их где-нибудь пониже, например на корпусе, чтобы они всегда были в воде, и чтобы мы их вообще не видели. И уж точно никак не на рубке.
Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-2

В общем, вопросиков к этим так называемым "крылышкам" много, так что пора разбираться.

И чтобы как-то абстрагироваться от традиций и канонов российского подводного флота, посмотри, а что же там у наших так называемых "стратегических партнёров"? Может быть у них с горизонтальными рулями субмарин дело обстоит иначе:?

Но нет, как можно заметить на фото из открытых источников, подводная лодка с соответствующим флагом имеет свои "крылышки" примерно в том же месте, что и российские - на рубке:
Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-3

Причём можно заметить, что эти рубочные горизонтальные рули вообще не убираются. Т.е они всегда в активном положении, просто потому, что во-первых, нет самого механизма складывания, и во-вторых, в рубке просто нет столько места, чтобы их спрятать.

Но прежде чем начать разбираться во всех тонкостях, необходимо пояснить, зачем вообще нужны подводным лодкам горизонтальные рули, и какие они бывают? Так вот горизонтальные рули способны менять свой угол, и соответственно отбрасывать поток воды вверх, если они отклонены вверх, ну и разумеется вниз, если выставлено отклонение вниз.

Также эти горизонтальные рули бывают носовые, кормовые и средние. Средние рули - это вообще редко встречающееся явление, их ещё называют гидропланами, и в современных субмаринах их не используют. А вот сочетание носовых и кормовых рулей - это как раз то, на чём основана маневренность подводной лодки.

Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-4

Причём если носовые рули выступают именно из корпуса подводной лодки, а не из рубки, то они как правило имеют тот самый механизм складывания, который позволяет выставить эти рули, либо же убрать их. В убранном состоянии рулей не видно, они заходят в корпус лодки и закрываются снаружи гидравлически гладкими панелями.

После их полного выставления, полости, из которых они появились, также закрываются панелями, чтобы сохранить обтекаемость. Ни и разумеется, рули, которые крепятся к рубке, такими механизмами похвастаться не могут. И поэтому на современных подводных лодках носовые рули смещены к носу и выставлены из корпуса. А так называемые "рубочные рули" в современных субмаринах не используются.
Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-5

Так вот, когда подводная лодка уже перешла в подводное положение и набрала ход, то ей нужно выйти на расчётную глубину. Как она это будет делать?

Как раз в этот момент и вступают в ход горизонтальные рули. Необходимый дифферент на нос задаётся носовыми рулями, которые отклоняются наверх и соответственно отбрасывают воду наверх. Нос лодки погружается сильнее, чем её кома, и субмарина как бы "клюёт" носом в глубину.

Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-6

Но тут ещё не надо забывать и про кормовые горизонтальные рули, который тоже активно участвуют в процессах маневрирования субмарины. В реальности и носовые и кормовые горизонтальные рули работают совместно. Так например подводная лодка может всплывать или погружаться вообще без дифферента при одновременной работе этих рулей. Другое дело, что кормовые рули не особо видно. Они скрыты под водой, и разглядеть их можно только в сухом доке.

Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-7

А вот носовые рули как правило хорошо видно, когда подводная лодка идёт в надводном положении. И поэтому они похожи на "крылышки", которые к тому же ещё и не всегда убраны. Отсюда и вопросы у людей возникают: что за "крылышки", и почему они у разных лодок то на рубке, то на корпусе?

Так вод пока эти горизонтальные рули как бы в воздухе, они не работают. Работать они начинают, после заполнения балластов субмарины водой и её полного погружения.

Замечали когда-нибудь странного вида и размера "крылышки", которые выступают прямиком из рубки подводных лодок? Так вот, эти "крылышки" называются горизонтальными рулями.-8