Найти тему
История таблетки

Синегнойная беда. Когда наука не успевает.

В прошлой статье мы затронули тему внутрибольничных инфекций – серьёзной проблемы современной медицины, возникшей, с одной стороны из-за её «продвинутости», с другой – благодаря нашей же несознательности.

Как же синегнойка попадает в организм, ран ведь нет? Во-первых, есть. Открытые травмы, ожоги, операции, даже незначительные инвазивные манипуляции – всё это «входные ворота» для любой инфекции. Во-вторых, они ей особо не нужны, это же не природная палочка, а лютый «внутрибольничный зверь», с мощной бронёй против антибиотиков и острыми «зубами» - токсинами. Конкуренты и антагонисты – другие бактерии – «подчищены», жертвы – больные с ослабленным иммунитетом – компактно расположены. Идеальные условия для «охоты».

Фото автора Edward Jenner: Pexels
Фото автора Edward Jenner: Pexels

Самый частый орган-мишень для P. aerugi­nosa – лёгкие. Наши дыхательные пути сами по себе постоянно контактируют с внешней средой и уязвимы для микробов. А такая вынужденная мера, как интубация (введение в трахею специальной трубки) и перевод на пациента на искусственную вентиляцию лёгких всегда сопровождаются огромным риском присоединения синегнойной (и не только) инфекции.

И с каждым днём нахождения на ИВЛ этот риск многократно возрастает. Сам аппарат - достаточно сложный и имеющий массу «укромных мест», сложных для обработки. Плюс, интубационная трубка. Она, конечно, одноразовая и первоначально стерильная, но, как ни крути – инородное для организма тело, длительно контактирующее со слизистой трахеи. К сожалению, кроме лёгочных болезней, есть масса тяжёлых состояний, требующих перевода на ИВЛ. Когда или сам дыхательный центр повреждён (травма, инсульт), или требуется временное отключение сознания и расслабление мышц (например, тяжёлые судороги). Реаниматологи, конечно, знают о синегнойной инфекции, и не будут держать пациента «на трубке» ни одной лишней минуты. Тем не менее, P. aerugi­nosa остаётся главнейшей проблемой реанимаций и ICU (Intensive Care Unit – у них так эти отделения называются) во всём мире. Риск у интубированного пациента «подцепить» в лучшем случае трахеит или бронхит, а в худшем – воспаление лёгких. – по разным источникам доходит до 20-35%.

-2

Такие пневмонии тяжёлые, с частыми осложнениями. Одним-двумя уколами пенициллина с ней не справиться. Правильно подобрать «лечебный ключик» (два, а то и три антибиотика) к такой «двери» даже не каждый врач может, зовёт на помощь узкого специалиста – клинического фармаколога.

Похожая беда, только «снизу вверх» поджидает пациентов урологических отделений. Особенно после различных манипуляций, связанных с повреждением слизистых, и на фоне установленных катетеров.

По частоте, правда, инфицирование синегнойкой мочеполовой системы уступает поражением кожи и мягких тканей, ЖКТ, ЦНС и даже костей. Самый редкий, но самый тяжёлый вариант (в большинстве случаев фатальный) - это сепсис, «заражение крови». Что синегнойка может «сотворить» с любым из наших органов – описывать не буду, тем более размещать картинки. Шок контент не любит ни сам Дзен, ни автор канала.

Просто помните, от этой напасти не застрахован ни один стационар, вне зависимости от профиля. И чем больше инвазивных процедур (не обязательно «большой хирургии) в нём проводится, чем тяжелее там пациенты (особенно лежачие или с открытыми ранами или ожогами), тем выше риск «подцепить» там эту внутрибольничную заразу.

Фото автора freestocks.org: Pexels
Фото автора freestocks.org: Pexels

И что делать? Всё пропало! Не спешите снимать гипс и «уезжать» клиента. Во-первых, худо-бедно антибиотики против синегнойной палочки работают. И новые на подходе, пусть и не быстро. Но этого мало, наступать надо сразу по многим направлениям. Давайте их обозначим.

Сразу скажу, такие меры будут не популярные. Потому как медицина – это не про демократию и плюрализм. А даже наоборот – дисциплина и диктатура.

Фото автора Klaus Nielsen: Pexels
Фото автора Klaus Nielsen: Pexels

Лечение антибиотиками – только рецептурное и под контролем врача. Одного, отвечающего за вас непосредственно. Ни Евгения Палыча, «логопеда-золотые руки с 80-летним стажем из второго подъезда», ни автора канала «История таблетки». Мне хватило один раз назначить по телефону лечение очевиднейшей кишечной инфекции, которая на поверку оказалась скрытой хирургией.

Низкая дозировка, короткий курс, перерыв в лечении – поздравляю, вы растите в себе новый, устойчивый штамм. Решили пропить антибиотик при вирусной инфекции, «на всякий случай»? Аналогичная ситуация, убиваете нормальную флору и освобождаете место для патогенной (болезнетворной).

Фото автора cottonbro: Pexels
Фото автора cottonbro: Pexels

Просто «культпросвета» для нас, конечно, будет недостаточно. Для аптек и частных лиц, продающих этот класс препаратов без рецепта (в том числе, и через интернет) – «конские» штрафы, а то и более суровые меры. Не расстрел, конечно, но лишение лицензии.

Конечно, профилактика. Это классика медицины со времён Гиппократа – предотвратить всегда проще и дешевле, чем вылечить. Причём методы нужны жёсткие.

Фото автора Klaus Nielsen: Pexels
Фото автора Klaus Nielsen: Pexels

Тот случай, когда никакой демократии и либерализма. Исключить «проходные дворы» в отделения «высокого риска» в принципе. Никаких «халатик на плечики» и один дырявый бахил на троих. Слава богу, в серьёзных клиниках всё уже на электронных замках. Главное, чтобы этот режим соблюдался и вечером-ночью. Микробы спать не ложатся. Проникли посетители в палату? Выписка в течение часа или перевод на «платную основу». Кошелёк – крайне чувствительный орган, и воздействие на него - мера очень «терапевтическая».

Контроль за персоналом. Не только их здоровьем, но и соблюдением всех правил асептики и антисептики. Жиденькие дезинфицирующие растворы для синегнойки - лишь спа-процедуры. В фурациллине вообще плавает с удовольствием.

Более жёсткий бактериологический контроль учреждений. Классические методы в виде смывов и дальнейших посевов – конечно прекрасны. Но это долго и не всегда достоверно (не там, не тем и не туда взяли). Заинтересованная сторона знает о «внезапной проверке» за неделю и «немножко готовится». Экспресс методы проверки чистоты и качества уборки помещений существуют и они даже дешевле традиционных. Посветил специальным УФ фонариком – тэээкс, а кто мыл эту тумбочку? Минус премия. Включая старшую медсестру и завотделением (сейчас коллеги проклянут).

Использование одноразовых инструментов и «расходников», правильно упакованных и стерилизованных гамма-излучением. Такой «загар» пока не один микроб не держит. К сожалению, тут наша промышленность пока значительно уступает – приходится закупать. Да, это дорого, но человеческие жизни дороже. Кто сейчас помнит многоразовые шприцы и иглы? Автор помнит, работал медбратиком в начале 90-х. Тупые гнутые иголки - адов ад и для сестёр, и пациентов. Ничего, за несколько лет перешли на «пластик». Сейчас ассортимент качественных одноразовых материалов и инструментов огромен – слава богу, стирать бинты и точить глазные скальпели уже не нужно. Главное, чтобы администрация не экономила на этом.

Про техники манипуляций и вмешательств молчу – врачей и сестёр учат этому долго и методично. В итоге люди понимают, для чего нужно каждое действие, и к чему может привести. А понимание – главное условия выполнения.

Слабое звено – всё-таки, младший персонал. Именно он выполняют всю эту вашу антисептику – тряпочкой и хлорочкой. В крутую элитную клинику даже санитаркой устроится проблема – зарплата приличная, но требования высокие. Чего не скажешь о больницах попроще – там вечный недобор, принимают, порой, и сомнительных личностей. Тем бы за собственной чистотой уследить, куда там за туалетом «на отделении».

Фото автора Matilda Wormwood: Pexels
Фото автора Matilda Wormwood: Pexels

Что поделать, капитализм. Вроде, и лекарства во всех больницах одинаковые, зачастую, те же люди там работают. Но в плане ухода, отношения к делу и пациентам - частная клиника, безусловно, выигрывает. Больше половины её «прайса» - это как раз обслуживание "клиента" (а не пациента) и всяческий сервис. Банально там чище.

-8

Итак. Подводя итоги. Оно вроде победить и предотвратить внутрибольничную инфекцию легко и просто – не лечитесь самостоятельно и «мойте руки с мылом». А на деле – несоблюдение и того, и другого – явление массовое.

Так что, на данный момент грустная история про внутрибольничную синегнойную инфекцию продолжается. Ежедневно дописывается чёрными буквами. И закончить её способно не суперлекарство или гиперкварцевая лампа. Даже не турбошвабра.

А наша сознательность и дисциплина, к чему автор, безнадёжный оптимист, и призывает.

Фото автора cottonbro: Pexels
Фото автора cottonbro: Pexels

Будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!