Ровно три года назад – 1 мая 2019 года – на канале вышла первая публикация под названием «Страшно ли работать в шахте? Узнаем правду». С неё и начался «Шахтёр». По статистике Дзена на сегодня было опубликовано 583 статьи, 18 постов и 61 видео. В разное время несколько публикаций были удалены – некоторые чтобы войти в Нирвану, некоторые заблокированы модераторами.
Изначально на канале была представлена исключительно шахтёрская тематика, впоследствии она была расширена другими темами. Менялось оформление канала и периодичность выхода новых публикаций. В последние месяцы стараюсь публиковаться ежедневно, иногда к статьям добавляю коротенькие посты. Хотя иногда пропуски всё же случаются.
Прежде, чем перейдём к импровизированному интервью, поздравляю читателей и подписчиков канала с Первомаем! Всем – всех благ, успехов во всех делах, крепкого здоровья на все времена, счастья безмерного и всего самого-самого наилучшего.
И конечно же, поздравляю с трёхлетием канала «Шахтёр»! Искренне благодарю всех, кто комментариями и лайками поддерживал и поддерживает канал, позволяя «Шахтёру» оставаться на плаву даже в самые сложные дзеновские времена. Ребята, СПАСИБО!!!
Честно говоря, я долго сомневался в целесообразности интервью. Дело в том, что в прошлом году времени на подготовку было отведено месяц и за всё это время было задано всего три вопроса. К счастью, на трёхлетие канала интерес оказался более оживлённым и за полмесяца в комментариях было задано 18 вопросов. Безусловно, это радует. Отдельное СПАСИБО всем, кто принял непосредственное участие в интервью.
Проясню ситуацию со своим именем, так как в вопросах двое читателей почему-то обратились ко мне как Александр. Признаю – я не очень-то афишировал своё имя, но в то же время особо и не скрывал. Внимательные читатели могли видеть монограмму (вензель) на моих рисунках, которые я неоднократно показывал. Узнать по ним моё имя не составляет большого труда.
Родители назвали меня в честь первого космонавта Земли. Этому обстоятельству как нельзя лучше соответствовало отчество. Надеюсь, теперь моё имя ни для кого не будет секретом (хотя некоторые подписчики знали его давно из переписки по e-mail).
Ну а теперь
ИНТЕРВЬЮ
Вопросы следуют в том порядке, как они задавались.
1. Ваши творческие планы?
Планов у меня громадьё. Где бы на всё время взять? К сожалению, его катастрофически не хватает. Ну а если серьёзно конкретно по вопросу... Есть у меня давняя мечта заняться творческой столяркой. Очень-очень вскользь и туманно-расплывчато без подробностей я как-то ранее упоминал об этом. Что из этого получится (или не получится) заранее предсказать весьма сложно.
2. Сколько анекдотов про наркоманов за 3 года было выужено из комментариев? Не планируете напечатать сборник?
Честно говоря, ни разу не задумывался о количестве анекдотов в комментариях, рассказанных читателями. И уж тем более не подсчитывал анекдоты по теме наркоманов. В последнее время частенько рассказывает анекдоты Владимир Иванович Архипов и по бóльшей части как раз про наркоманов.
Печатать сборник анекдотов, выуженных в комментариях, не планирую.
3. Коллега, а вы помните первый спуск в шахту и подъём на-гора, каковы ощущения?
Да, помню – и первый спуск в шахту, и подъём на-гора. Ощущения оказались очень неоднозначные. В моём представлении шахта – это сверху постоянно что-то падает и нужно смотреть в оба, чтобы тебя ненароком породой не завалило. Шахта мне представлялась тёмными-тёмными закоулками бесчисленных «тоннелей», где запросто можно заблудиться и не найти выхода.
На практике опустили нашу группу в клети, в недоумении глазеем на руд.двор – огромная в сечении выработка сплошь в бетоне, ползком тут ползать попросту незачем, хорошо освещается и никакой темноты. Рельсы, трап, воздушная струя. Да тут как в метро! Ничего страшного, работать можно.
Провели нас по квершлагу. Освещения поменьше и крепь арочная, но всё равно очень капитально и надёжно. И не понятно, для чего столько страшилок про шахту рассказывают... Хотя нас предупредили – «страшилки» в нашей шахтёрской жизни будут, никуда мы от них не денемся. Но это будет потом. Честно говоря, страшилки действительно были – и «мешки» с кровли висели из сетки Рабицы, и штрека задавливало, где только ползком нужно было пролезать, и обрушение кровли были с куполами, а «орлы»...
Ну а первый подъём на-гора после «метро» оказался не особо примечательным. Страшилок мы ещё не видели, а потому оказаться вновь на поверхности не расценивалось нами как счастливый побег из подземного ада.
4. Какую профессию Вы бы предпочли своим детям?
Ту, которая им будет нравиться и которую они будут выполнять с душой. Единственное, что я им говорил, это востребованность профессии в любой точке страны. И в качестве примера приводил себя.
У меня две профессии – водитель и шахтёр. Шахтёром я мог работать только там, где есть шахты. Где нет шахт, я априори шахтёром работать не смогу. В виду того, что у меня есть специальность проходчика, может быть меня могли бы взять в метрострой. Но ведь и метро далеко не в каждом городе строится. Поэтому шахтёрский труд как профессия зависит от региона.
Другое дело – водитель. Какое бы местожительство не выбрал, водителем везде можно устроиться на работу.
Исходя из своего опыта я советовал своим сыновьям выбирать для себя те профессии, которые не будут особо привязаны к отдельным регионам страны. Старший сын окончил дорожно-строительный техникум, затем выучился на электрика. Сейчас работает дизайнером и оператором на гравировальной машине по камню. Средний сын также окончил дорожно-строительный техникум, немного попрактиковался в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге и сейчас продолжает обучение в воронежском университете на факультете дорожно-строительной техники. Младший сын пока ещё школьник, но уже давно выбрал свой путь – собирается стать программистом и IT-специалистом. И, надо сказать, в этом он преуспел. Знает Python и C++, неоднократно участвовал в конкурсах по программированию, регулярно занимается настройкой компьютеров в школе и у друзей. Как-то подметил, что не он у меня, а я у него советуюсь по поводу апгрейда домашнего ПК.
5. Скажите, после того, как закончили работать в шахте, бывало у вас такое, что испытывали тоску по тем временам, по тем с кем пришлось вместе трудиться?
Да, была тоска по шахте. Впрочем, она и сейчас есть. Я с благодарностью вспоминаю шахту, хотя прошло уже четверть века. В шахте прошли мои молодые годы, когда казалось что вся жизнь впереди.
Мне довелось работать не только в шахте, но особую атмосферу и крепкую сплочённость шахтёрского коллектива я более нигде не встречал. Как-то в комментариях было замечено, что у добычников коллектив крепче нежели в проходке. Не знаю, у нас и в проходке бригада была крепкой. Были «бегунки» – куда ж без них, но костяк бригады – это кремень. И я рад, что работал в таком коллективе. Одна из составляющих канала «Шахтёр» – это мои воспоминания о шахте и со слов моего отца; воспоминания о своих товарищах, с кем довелось работать плечом к плечу и после смены выпита не одна пол-литровка. Увы, многие из них уже в вечности...
6. Если жить начать сначала, Вы бы пошли работать в шахту?
Да, пошёл бы. Не раздумывая!
Эх, жаль, что машина времени существует лишь в фантастических фильмах...
7. На самом ли деле, что родная сторона – мать, чужая – мачеха, что без корня и полынь не растёт? Почему люди покидают Кузбасс?
Уехав из Кузбасса в Центральное Черноземье, я долгое время не мог привыкнуть к здешнему краю. И это правда. Здесь родина моего отца, здесь прошло его детство. Выйдя на пенсию, он вернулся в родные места, о чём мечтал на протяжении долгих лет.
Моя мать родилась и выросла также не в Сибири, но всем сердцем прониклась к суровому краю. Да, она ездила на свою родину, побывала на месте их бывшего дома, встретилась со своими давними подругами, которые не разъехались и остались в деревне. Однако её тянуло обратно в Сибирь, которая ей стала матерью, а отнюдь не мачехой.
На протяжении полутора десятков лет я жаждал вернуться в родной Новокузнецк. После смерти родителей словно оборвалась какая-то связующая нить – в Сибирь больше не тянет. Да, я вспоминаю город, реку, тайгу. Иногда приезжаю немного погостить. Но желания вернуться насовсем больше нет.
Почему люди покидают Кузбасс? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Наверняка у каждого уехавшего есть свои причины. Могу лишь сказать, что кто-то говорит о плохой экологии, называют в числе прочих также криминогенную обстановку.
8. Вы упоминали про своего отца, что он давно мечтал уехать из Кузбасса. В чём причина?
За четверть века, прожитых в Сибири, не прикипел к ней сердцем и душой. Частенько вспоминал село, в котором вырос и где чудил со своими друзьями. Вспоминал пасеку в лесу, женский монастырь на возвышенности, после войны перепрофилированного в детский дом. Как только представилась возможность, без промедления уехал на родину. И когда всё же волей-неволей пришлось вновь возвращаться в Кузбасс, ехал отец с большой неохотой. В отличие от него мать наоборот радовалась переезду в Новокузнецк.
9. Скажите: если бы Вы писали книгу, о чём бы она была?
В молодые годы намеревался написать книгу про свою службу в армии. Увы, не срослось. Была задумка на тему кулинарии, однако поваренных книг и без меня хватает. В относительно недавнем прошлом был проект про банкноты мира и один из подписчиков канала это может подтвердить. На протяжении довольно длительного времени продумывалась концепция наполнения, просчитывался формат издания, разрабатывался дизайн оформления страниц, консультировался с несколькими типографиями и просчитывалась стоимость печати. К сожалению, из-за последнего фактора проект пришлось свернуть и забыть о нём.
Издание планировалось крупноформатным, несколько разворотов представлено в галерее ниже.
Если бы сейчас писал книгу художественного направления, то скорее всего она была бы из области фантастики с политическим уклоном (события в соседней стране тут совсем ни при чём и не о ней вовсе речь).
10. У вас уже столько историй – пусть где-то незатейливых, где-то жизненных, но пишете интересно! Публиковались где-либо? Планируете выпустить книгу или на веб-ресурсах типа автор-ру?
Спасибо за оценку моему скромному Дзен-творчеству!
Мини-рассказы в том виде, каком их видят читатели на Дзен-канале, я нигде не публиковал. Это эксклюзив исключительно для канала «Шахтёр». Хотя в прошлые времена были у меня отдельные публикации в новокузнецких газетах – Кузнецкий рабочий и Металлург. На литературных сайтах никогда ничего не выставлял.
За четыре года до выхода на пенсию занимался потихоньку издательским делом – с женой выпускали поэтические сборники самобытных (непрофессиональных) авторов. В одном из сборников было напечатано моё стихотворение, жена печатала свои работы гораздо чаще меня.
Также одна моя поэтическая работа включена во всероссийский сборник стихов, изданного профсоюзом металлургов (в конце 90-х имел дело с Кузнецким металлургическим комбинатом).
Была как-то мысль подготовить к печати книгу про своего отца. Но книга так и осталась в мечтах, зато эти планы частично осуществляю на Дзене. Не совсем так, как хотелось бы изначально, однако это уже существующая реальность, а не мечты в облаках.
11. Не доводилось ли работать где-то ещё помимо родного края? Именно в шахте имеется в виду.
В шахте работал только в Кузбассе и только в Новокузнецке. В шахтах других городов Кузбасса не работал. А про другие угольные бассейны скажу так – я там не то что не работал, я там даже никогда ни разу не был!
12. Как Ваше здоровье?
Увы, пошаливает – тут хвалиться особо нечем. Артериальное давление подскакивает порой выше нормы – не особо высоко, но всё же. Благо, тяжесть в груди ушла в прошлое после того, как стал принимать милдронат – за этим у меня следит жена, потому как я сам кроме цитрамона и анальгина больше ничего не знаю. Шучу, конечно, но истина где-то рядом.
Ношу с собой нитроглицерин – изредка бывает необходимость положить таблетку под язык. А когда-то отец из дома не выходил, если в карман не положит упаковку таблеток.
13. Какое сейчас положение у шахтёров Кузбасса? Вдруг в плане ТБ улучшения? Технику обновляют? И связанный вопрос: учат ли этой новой технике? Осваивают? Много ли на складе пылится? Зарплаты? В общем, обстановка на шахтах.
Из всех вопросов утвердительно могу сказать лишь одно – прогресс не стоит на месте, поэтому технику обновляют. А на всякой новой технике непременно нужно обучаться. Помнится, мы в добычной лаве работали на комплексе КМ-130 и монтажники готовили нам новую лаву с польским комплексом Pioma. Нескольких ребят из бригады отправляли в Караганду на обучение (там эти комплексы уже работали), затем они обучали всю бригаду.
Какое сейчас положение у шахтёров в Кузбассе я не знаю. В былые годы практически все из родственников и друзей работали в шахте, сейчас нет никого. Кто на пенсии, кто ушёл из этого мира... В нашем районе из пяти шахт не осталось ни одной – все закрыты. А от двух даже камня на камне не осталось, как будто и не было их вовсе.
Открывают новые шахты в тайге, но как там обстоят дела я не знаю.
14. Скучаешь по шахте?
Шахте отданы лучшие годы жизни. Конечно, скучаю!
После шахты я сменил несколько мест работы, однако своим профессиональным праздником с 1983-го года и по нынешние времена считаю День Шахтёра. Хотя свою трудовую деятельность начал с автобазы и по иронии судьбы после шахты опять сел за руль автомобиля, День Автомобилиста я не отмечаю. Не мой это праздник.
15. Вы неоднократно говорили, что никогда не видели моря. Насколько для Вас это актуально? Есть желание окунуться в море или это абсолютно не критично?
Да, я никогда не видел море. Самая большая вода в моей жизни, это река Волга из окна ж/д вагона, проезжая по мосту.
Не скажу, что для меня увидеть море является смыслом всей жизни. Хотелось хотя бы разочек увидеть воду вплоть до горизонта и искупаться. Пока это только мечта, но вовсе не планы на ближайшее время. Получится съездить на море – замечательно; не получится – значит, мечта останется несбыточной.
16. Если собрать весь стаж работы в шахте, то что для Вас эта работа: испытание себя, риск, взаимовыручка, мужская работа на грани или просто работа, которую надо делать?
Если ответить коротко, то работа в шахте для меня просто работа. Банально, но это так. Однако в ней были испытания себя на прочность, выносливость, взаимовыручка товарищей, поддержка друг друга и пр., пр., пр. Ну и конечно же – риск. Да, бывало не раз, когда на свой страх и риск делаешь работу в нарушение всех правил техники безопасности. Хотя спуститься глубоко под землю – это уже есть большой риск. Но мы не думали о риске, мы шли и работали. Те, кто боялся рисковать, надолго в шахте не задерживались.
17. Работа в шахте в то время, когда Вы начинали, когда завершили карьеру и сейчас сильно отличаются?
За время моей работы в шахте произошло несколько изменений, о которых в принципе можно и не вспоминать. Например, фильтрующие самоспасатели СПП-2 заменили на изолирующие ШС-7. Первые были компактные, вторые громоздкие. В головной свет каждого шахтёра внедрили анализатор метана, отчего банка аккумулятора немного увеличилась в размере и стала тяжелее. В проходке полностью отказались от конвейера С-53 и перешли на СР-70.
Если говорить про сегодняшние времена, то по сравнению с моей работой в шахте изменений произошло очень много (сужу об этом исключительно по сообщениям коллег в комментариях). Для меня всё в новинку – техника, аппаратура, контроль, свет на светодиодах и т.д. Неоднократно высказывал мысль – со своим старым мышлением смогу ли работать в шахте при нынешних условиях? Говорят, что через недельку-две привыкнешь и будешь работать как ни в чём не бывало. Может быть и так, отрицать не стану. Хотя представить себе сложно...
18. Скажите: снится шахта? Если ДА, то как часто? Сны разные?
Раньше шахта снилась, не так уж и часто, но бывало. То на ленту прыгаешь, то лопатой уголь кидаешь, то никак от сверла кабель «папу» в «маму» воткнуть не получается. Повторения одних и тех же снов не было, всякий раз что-то разное.
С возрастом сны вообще куда-то улетучились. Бывает иногда, что что-то снится, но конкретики не могу вспомнить. Сновидения какие-то призрачные стали, неясные. Может, до сих пор снится шахта, а может, картинки из далёкого детства...
P.S.
Ещё раз всем СПАСИБО за ваши вопросы!