Найти тему

Развитие компетентности педагогов и родителей в образовании детей ОВЗ

Уровень речевого развития ребёнка - один из важнейших показателей его школьной готовности. Над проблемой речевого развития детей коллектив МБДОУ ЦРР -Д/с №16 «Золотика» работает постоянно.

Общеизвестно, что с каждым годом, все больше и больше становиться детей с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья. И, как правило, у них имеются нарушения речевого развития разной степени тяжести, требующие своевременной коррекции.

По статистическим данным в России насчитывается более 2 млн. детей с особыми возможностями здоровья. Дети с особыми возможностями здоровья – это дети, с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В соответствии со ст. 2 п. 16 ФЗ 273 «Об образовании в РФ) Ребенок с особыми возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Под специальными условиями понимаются:

⁻ использование специальных образовательных программ (АООП) и методов обучения и воспитания;

⁻ специальных учебных пособий и дидактических материалов,;

⁻ специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

⁻ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь и/ или тьютора;

⁻ проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

⁻ обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

⁻ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное образование не является обязательным, но в современной литературе подчёркивается важная его роль в личностном, физическом, интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии ребёнка. Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и:

  • социализировались;
  • физически развивались;

· проходили обучение по общим или коррекционным образовательным программам и были подготовлены к школьному обучению

Для выравнивания стартовых возможностей детей к обучению в школе, в ДОУ №16 «Золотинка» более 20 лет назад была открыта первая логопедическая группа.

В настоящее время таких групп три. Образовательный процесс в них реализуется по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.

Коллектив МБДОУ «Золотинка» имеет положительные результаты в компенсации речевых нарушений у детей. Более 90% выпускников логопедических групп поступают в классы общеобразовательных школ, в том числе с повышенным образовательным уровнем. Для обеспечения качества коррекционной работы в ДОУ созданы необходимые условия:

-Работают 3 логопеда и 2 тьютора с высшим образованием

-Все воспитатели логопедических групп имеют высшее образование и проходят курсовую специализацию по работе с детьми ОВЗ;

-В каждой группе компенсирующей направленности имеется оснащённый кабинет логопеда для индивидуальных коррекционных занятий с детьми, а так же смарт- доски для использования ИКТ технологий воспитателями;

-Создан психолого -педагогический консилиум ДОУ;

-Разработана адаптированная образовательная программа;

-Специалисты (муз.руководитель, инструктор по физкультуре и др.) организуют образовательный процесс с учётом возможностей и особенностей данной категории детей.

При том, что коллектив имеет многолетний опыт работы с детьми ОВЗ и положительные результаты, постоянно возникает необходимость в поиске новых методов, интересных приёмов, изучения опыта других педагогов.

В практику современной образовательной системы входит «сетевая форма взаимодействия». За последние 3 года нами было налажено взаимодействие с БФ «Харысхал . В рамках сотрудничества с фондом в ДОУ были организованы диагностические консультации для родителей детей с ОВЗ , специалистами центра. Педагоги смогли повысить свою компетенцию на обучающих семинарах организованных специалистами фонда: «Речевое развитие ребенка. Нейропсихологический подход», «Источник ресурсов внутри меня. Как восстановить силы после долгого эмоционального напряжения»

Вхождение ДОУ в 2020году в состав городского сетевого инновационного объединения по проблеме работы с детьми ОВЗ, поставило коллектив перед необходимостью поиска своего направления деятельности, для пополнения общей «педагогической копилки» интересным, новым содержанием.

Творческая группа в составе 12 человек провела презентацию проектных идей, которые можно было бы воплотить через инновационный проект в образовательное пространство ДОУ. Так появился наш новый проект под рабочим названием «Развитие компетентности педагогов и родителей в АРТ-терапии»

Мы знаем, что согласно Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 (ст.44), родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Общеизвестно, что у современных родителей наряду с проблемой отсутствия времени для игры с ребенком, имеется недостаточность знаний в педагогических подходах и технологиях обучения и развития детей. Миссия педагогического коллектива в просвещении родителей, вовлечении их в образовательный процесс, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях для оказания коррекционной помощи своим детям.

Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в различных видах деятельности. В процессе занятия творчеством ребенок избавляется от стресса, напряжения, учится быть внимательным и сосредоточенным. Совместная же деятельность ребенка и родителя еще более благотворно влияет на психологическое здоровье, корректирует поведенческие нарушения и активизирует динамику развития ребенка.

Каждый из членов творческой группы выбрал определенный вид арт-терапии:

Изотерапия – фундамент арт-терапии, основанный на использовании приемов изобразительного искусства;

Игротерапия - метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности;

Имаготерапия – метод воздействия на психику ребенка через игру, драматизацию, перевоплощение в другой образ;

Сказкотерапия – метод, основанный на использовании сказок, способствующий развитию личности и коррекции ее проблем;

Данстерапия – метод, основанный на использовании танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности ребенка;

Логоритмика – метод, основанный на развитии речи с помощью движений;

АФК – метод социальной реабилитации и самореализации посредством выполнения специальных упражнений.

Творческая группа составила план работы на год.

В рамках реализации плана проведено:

-изучение техник арт- терапии

-разработка собственной программы по арт-терапии

- подготовка мастер- классов для родителей по арт-терапии

- изучение родительского интереса к видам арт- терпи через анкетирование

- создание странички на сайте ДОУ и социальной сети Instagram и многое др.

Этот творческий процесс влияет и на развитие компетентности самих педагогов, ставя их перед необходимостью изучения теоретических основ и формирования новой педагогической практики.

Следующим плановым этапом работы творческой группы, является организация взаимодействия с родителями, как в очном, так и в дистанционном формате, через ВКС с целью:

-Ознакомления родителей с проектом;

-Организации серии родительских встреч для показа мастер- классов по Арт-терапии;

-Формирования семейного опыта по использованию техник Арт-терапии;

-Консультационной помощи родителям в освоении техник Арт-терапии;

-Обмена семейным опытом по использованию техник Арт-терапии;

-Обобщения результатов;

А так же представления наработанного опыта городскому СИО.

Авторы статьи; Бояркина В.С (воспитатель компенсирующей группы «Речецветик»)

Ковалева О.В (зам. зав по О и МР куратор СИО «Дети ОВЗ)

Окунева М.И (заведующий ДОУ )