Несколько лет назад Джошуа Мэдсен ехал по автостраде штата Иллинойс, когда увидел нечто странное: электронное табло, показывающее количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в штате.
Далее лексика автора сохранена.
«Я просто как-то охренел. Я никогда раньше не видел ничего подобного, — говорит об этом инциденте Мэдсен, поведенческий экономист из Университета Миннесоты. По его словам, это был тревожный опыт во время вождения. — Мой разум начал метаться».
Мэдсен, будучи учёным, изучающим поведение людей в разных ситуациях с экономическими последствиями для них самих и всего, что их окружает, конечно, не мог пройти мимо столь травмировавшего его самого опыта.
За последнее десятилетие по крайней мере 28 штатов США начали отображать данные о дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, чтобы напугать автомобилистов и заставить их вести машину более безопасно. Но новый анализ автокатастроф в Техасе, проведённый в соавторстве с Мэдсеном, предполагает, что такая практика на самом деле может быть связана с большим количеством аварий, а не с меньшим.
«Это противоречит здравому смыслу, но анализ точен», — поясняет Джеральд Ульман, инженер-транспортник из Техасского университета A&M, который не участвовал в исследовании, но написал сопроводительную статью к статье Мэдсена в Science.
Дмитрий Таубинский, поведенческий экономист из Калифорнийского университета в Беркли, говорит, что новая работа иллюстрирует важный урок: у людей ограниченные когнитивные способности.
В большинстве штатов данные о смертях в результате ДТП с начала года указываются на электронных табло над автомагистралями или вдоль них, которые должны действовать как предупреждающая этикетка на сигаретах, привлекая внимание водителей и побуждая их пересмотреть своё рискованное поведение на дороге.
В Иллинойсе знаки получили единогласное одобрение полиции штата, Министерства транспорта и Министерства здравоохранения. Техас, который неизменно лидирует в стране по ежегодной смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, принял их в 2012 году. Но до сих пор эффективность такого подхода никогда тщательно не изучалась.
Так помогает или нет?
Мэдсен задумался об этом. Поэтому он объединился с Джонатаном Холлом, изучающим экономику транспорта в Университете Торонто, чтобы выяснить, какое влияние оказывают подобные объявления на количество аварий.
В каждом штате действуют разные правила в отношении того, отображать ли и как часто число смертей в результате ДТП. Во многих штатах статистика отображается только в «безопасное» время — например, во время полуденного затишья на дорогах, а не в час пик, когда необходимо отображать другие дорожные сообщения.
Исследователи сосредоточились на Техасе, где сообщения в течение 1 недели каждый месяц постоянно отображались на 880 табло на дорогах штата.
Мэдсен и Холл собрали данные обо всех ДТП, произошедших на затронутых дорогах в период с 2010 по 2017 год. Учёные учитывали час и день недели и сравнивали количество ДТП. Также они учли фактор погоды и праздники, что может само по себе повлиять на количество аварий.
В итоге анализ 844 939 аварий показал, что на 10-километровом участке дороги количество аварий увеличилось на 1,35%, когда отображались цифры, сообщают исследователи в журнале Science.
Регрессионный анализ с поправкой на дополнительные параметры, такие как погода, день недели и праздники увеличил процент возрастания аварий в дни показа сообщений о смертях на таком промежутке дороги до 4,5%.
К похожему увеличению количества ДТП могло бы привести повышение ограничения скорости на 5-10 километров в час или сокращение числа дорожных патрулей на 6–14%.
Кроме сухих цифр эти результаты показывают, что сообщения о смертельных исходах вызывают дополнительно 2600 аварий и 16 смертей в год в Техасе. Это приводят к потерям бюджета штата 377 миллионов долларов США в год. Не говоря уже о том, что для каждой отдельной семьи смерть даже одного члена семьи — огромное горе.
Мэдсен и Холл предполагают, что объявления о количестве смертельных случаев на дороге настолько бросается в глаза, что привлекает слишком много внимания водителя. Это позднее приводит к аварии. Данные подтверждают это объяснение, говорят учёные: количество аварий увеличивалось, когда число погибших, отображаемое на знаках, было выше.
Длительный психологический эффект
Проще говоря, негативно окрашенная информация, которая бросалась водителям в глаза, могла повысить их обеспокоенность, что увеличило когнитивную нагрузку (мы переживаем, думаем об увиденном) и эти мысли не давали автомобилистам возможности быстро отреагировать на резкое изменение ситуации на дороге.
Впрочем, Ульман не совсем убежден. Эффект более высоких показателей смертности не кажется ему столь вероятным: он сомневается, что водители действительно по-разному обрабатывают большие и меньшие показатели смертности.
Он хотел бы увидеть больше исследований причин увеличения ДТП. Мэдсен соглашается, но говорит, что, по крайней мере, новое исследование показывает, что сообщения о смертельных исходах не делают того, что должны делать: уменьшают количество происшествий.
По его словам, сторонники знаков придерживаются позиции «это может помочь, и это точно никому не навредит», но теперь это не подтверждается данными учёных.
Дополнительные исследования того, какие типы обмена сообщениями действительно поспособствуют более безопасному вождению, помогут спасти жизни, соглашается Жиль Дюрантон, экономист по транспорту из Пенсильванского университета, не участвовавший в исследовании.
Каковы другие причины смертей на дороге?
Ежегодно во всем мире на дорогах гибнет примерно 1,3 миллиона людей. К слову, в список ВОЗ о самых распространённых причинах ДТП вошли: превышение скорости, состояние опьянения, отказ от использования защитных средств (шлем, ремень безопасности, детское кресло), неисправность транспортного средства, а также отвлечение внимания водителя от дороги и небезопасная дорожная инфраструктура.
При этом некоторые более ранние исследования показали, что больше всего отвлекают водителей рекламные щиты/табло и зоны дорожных работ.
Есть и другие факторы, влияющие на внимание водителя. Например, более ранние исследования также показали, что водители, которые спали меньше семи часов в сутки, чаще становились виновниками аварий, а у тех, кто спал менее четырёх часов, риск стать виновником ДТП повышался на 15% по сравнению с теми, кто спал от 7 до 9 часов.
Другое исследование, проведенное Американской автомобильной ассоциацией, показало, что использование адаптивного круиз-контроля приводит к тому, что водитель значительно чаще отвлекается от дороги.
Статья Мэдсена и Холла вышла в журнале Science.
Мы пишем о самых выдающихся достижениях науки, суперсовременных технологиях и их внедрении в нашу жизнь, рассказываем о том, каким будет будущее человечества.
Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.
Также мы есть в ВКонтакте, Twitter*, Facebook*, "Одноклассниках" и Telegram. Вступайте в наши сообщества, если вы бываете там чаще. Это поможет вам не пропускать наши новости, так как ранжирование ленты у каждой соцсети своё.
*заблокированы в России либо признаны экстремистскими организациями и запрещены в России