Найти в Дзене
некоторая комедия

«Жених с того света». О первой комедии Гайдая

На Новый год по главным каналам уже 25 лет подряд идут комедии Леонида Гайдая. И показывают всегда только те, которые он снял в 1960-70-е. Хотя у него были и другие. Первая вышла еще в 1958-м, и чуть не стоила ему карьеры. Она называлась «Жених с того света». Сценарий к ней написали Владимир Дыховичный и Морис Слободской, известные тогда драматурги и авторы разных других вещей для театра и не только. Основой для сценария стала их пьеса «Воскресенье в понедельник», которую они сочинили в 1954 году. Это была сатира на советскую бюрократию: начальника одного учреждения по ошибке похоронили, он принялся доказывать, что жив, но столкнулся с сопротивлением справок и протоколов. Гайдаю к тому времени было 34, он снял пока только один фильм (драму «Долгий путь») в соавторстве с еще одним молодым режиссером. Как раз после этого Михаил Ромм, у которого на «Мосфильме» была своя мастерская, посоветовал Гайдаю попробовать себя в комедии и доверил ему сценарий «Жениха с того света». Вместе с этим в

На Новый год по главным каналам уже 25 лет подряд идут комедии Леонида Гайдая. И показывают всегда только те, которые он снял в 1960-70-е. Хотя у него были и другие. Первая вышла еще в 1958-м, и чуть не стоила ему карьеры.

Она называлась «Жених с того света». Сценарий к ней написали Владимир Дыховичный и Морис Слободской, известные тогда драматурги и авторы разных других вещей для театра и не только. Основой для сценария стала их пьеса «Воскресенье в понедельник», которую они сочинили в 1954 году. Это была сатира на советскую бюрократию: начальника одного учреждения по ошибке похоронили, он принялся доказывать, что жив, но столкнулся с сопротивлением справок и протоколов.

Гайдаю к тому времени было 34, он снял пока только один фильм (драму «Долгий путь») в соавторстве с еще одним молодым режиссером. Как раз после этого Михаил Ромм, у которого на «Мосфильме» была своя мастерская, посоветовал Гайдаю попробовать себя в комедии и доверил ему сценарий «Жениха с того света». Вместе с этим в распоряжении у него оказался крутой каст (Плятт, Вицин, Филиппов, Зелёная, Моргунов, Раневская) и весенне-летние Кисловодск с Пятигорском, так что снималось все с удовольствием. Уже тогда Гайдай пробовал вставлять какие-то свои гэги, которые лучше всего проявятся в его следующих фильмах.

Готово все было в октябре 1957-го. Тогда же прошел первый показ на «Мосфильме» – все были в восторге. И директор киностудии Иван Пырьев, и Михаил Ромм. Оба понимали, что такого в стране еще не снимали. Да и время было подходящее – «оттепель» же. А потом фильм посмотрел министр культуры (не самый культурный) Николай Михайлов, который счел такое кино слишком острым. Показывать его людям он запретил. В наказание у Ромма забрали мастерскую, а Гайдаю грозил уход из профессии, и даже из партии.

Фильм спас Пырьев. Он собрал на «Мосфильме» пресс-конференцию для журналистов, критиков и писателей-сатириков. Спросил у них, нужна ли стране эксцентрическая комедия сама по себе, и запер в зале, пока не напишут, что нужна. Они и написали. Это сработало. В оригинале «Жениха» выпускать, конечно, было нельзя, поэтому пришлось что-то переснимать, переозвучивать, вырезать – от полутора часов осталось 47 минут. Прокат был максимально скромный.

Пырьев как мог сохранил не только фильм Гайдая, но и его карьеру в кино. Он посоветовал ему снять историко-революционный, «правильный» фильм («Трижды воскресший»). Гайдай нехотя снял, но очень тяжело переносил всю эту ситуацию: сначала туберкулез легких, потом еще и язва открылась. Повлияло это и на его поведение – с тех пор он стал более закрытым и малообщительным человеком.

Перезагрузиться и отойти Гайдай смог только когда уехал с женой домой к родителям в Иркутск. Там он и написал сценарий своей первой знаменитой короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс», которую уже по традиции показывают днем 31 декабря.