Кто бы мог подумать, что через 126 лет Антон Чиж выпустит новый роман, время действия которого придется аккурат над постпасхальные дни, когда по старинной русской традиции наступает сезон свадеб. Так было и в 1894 году в первопрестольной, где и разворачивается действие романа «Правила счастливой свадьбы». Будучи петербуржцем по месту жительства, Чиж все же отдает должное Москве, где и разворачивает сюжет нового захватывающего текста из цикла «Агата и сыск».
И вновь на арене появляется Анна Керн, она же баронесса фон Штраль. Сия дама прекрасная во всех отношениях вновь берется распутать узелки таинственного дела о тайном обществе «Клуб веселых холостяков», члены которого то ли в шутку, то ли всерьез угрожают всем девицам-невестам смертельным исходом их брачных дел.
Понятно, что когда дело принимает более чем серьезный оборот, то в игру вступает сыщик Алексей Пушкин. А где-то на периферии повествования постоянно мелькает фигура прежнего фаворита Антона Чижа петербуржца Ванзарова. Только занят он нынче тем, что пытается женить своего несуразного друга Зефирчика, о котором можно сказать, перефразируя Чехова, 122 несчастья.
Писатель Чиж по-прежнему верен себе и своему стилю, когда ирония позволяет поправить читательскую оптику в восприятии в-общем-то брутального и жесткого (чтобы не сказать – «жестокого») текста о том, как одна за другой гибнут от насильственной смерти московские барышни, пожелавшие выйти замуж. При этом оказывается, что у всей этой цепочки смертей есть и экономическая, и – простите физиологическая – составляющие (см. название сего текста).
В центре истории – семейство купца первой гильдии Федора Козьмича Бабанова, его дражайшей супруги Авивы Капитоновны, и дочерей их – Астры и Гаи. Все начинается в тот самый момент, когда глава семейства, солидный и могучий мужчина, погибает в результате…переедания блинов. Хотя писатель Чиж тем и славится, что событие, которое при первом знакомстве выглядит никак не сенсационным и каким-то из ряда вон выходящим впоследствие оказывается прямо противоположным по смыслу. В то же время со свойственной ему, как автору, легкостью обращения со временем и пространством, Антон Чиж стремительно меняет декорации очередного эпизода. Правда, оставаясь в границах московского мегаполиса, какими они были в конце позапрошлого века.
Данная особенность повествовательной манеры автора ретродетективов требует от читателей предельной концентрации на деталях, ибо нынешний петербургский мастер интригующих сюжетов сполна овладел навыками сторителлинга в духе Агаты Кристи. Англичнака, как известно, славилась тем, что ее детективные интриги и разгадки убийств определялись по преимуществу некими событиями из прошлого привлеченных к сюжетоизложению персонажей. На память приходят «Десять негритят» и «Убийство в Воосточном экспрессе». А еще роман связывает все сюжетные нити в весьма тугой узел под названием «завещание». Хотя до поры до времени читатель даже и не догадывается: в чем суть серии загадочных смертей московских невест. И в этом еще один признак фирменной манеры Антона Чижа как мастера лихого закручивания интриг.
Впрочем, Чиж не был бы самим собою, если бы не уделял внимания быту и правилам сватовства в конкретный исторический период. Приводимые им подлинные цитаты из всякого рода руководств по свадебной индустрии есть признак автора с широкою душою, который привык не только развлекать, но и просвещать, и поучать. И все же нынешний роман про Агату Керн, Алексея Пушкина и сыщика Ванзарова – книга, рассчитаннная, на мой взгляд, для тех, в первую очередь, кто собирается совершить такой важный шаг к перемене личной участи, именуемый «женитьбой», «свадьбой», «замужеством». Недаром в шутку говорят, что «хорошее дело браком не назовут». Антон Чиж слегка подыгрывает такому расхожему мнению. И все же и он не удержался от того, что свести, как Купидон, некоторые пары персонажей вместе, Недаром говорят про западную литературу, что все в ней заканчивается свадьбой. Тогда как в русской, после свадьбы все еще только начинается.
Судя по развязке романа «Правила счастливой свадьбы» неустроенность личной жизни двух антогонистов разного пола весьма беспокоит автора. И чтобы решить (сюжетно) сей интимный квест у него есть отменная возможность писателя – сочинить следующий роман, где вновь сойдутся Агата и Алексей.
Сергей Ильченко
#литература дзен #литература #антон чиж #роман