Продолжаем публиковать очерки и фотографии о Великой Отечественной войне - 80 лет назад, 1942-й год.
«НУЖНО БЫТЬ ЖЕЛЕЗНЫМ»
29 сентября.
Коротко — жив, здоров. Побывал несколько раз под бомбами, но все обошлось хорошо. Не так страшен черт, как его малюют. Работаю по-прежнему там же. Скоро всему этому конец. Всю эту сволочь погоним отсюда до самого Берлина, и тогда будет нормальная жизнь! А сейчас надо вкалывать. Но в данный момент надо спать, так как пришел после 18-часовой смены. Работал полдня и ночь
Ноябрь.
250 г хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса. Последний сытый обед под грохот рвущихся дальнобойных снарядов— во время круглосуточного дежурства с 7 на 8 ноября на заводе...
Декабрь.
Того хуже. Порвались ботинки. С дырявой подметкой на морозе погрузка или выгрузка угля, расчистка снега, очистка проездов от снега. А затем все те же 250 г хлеба.
4 января 1942 года.
Прошел Новый год. Встречали его с чашкой чаю, куском хлеба и ложечкой повидла... Кончаются дрова. Взять неоткуда. А впереди еще весь январь и февраль. Еще два месяца мерзнуть!..
13 января 1942 года.
В отношении питания совсем плохо в городе. Вот уже месяц, как большинство населения не видит круп и жиров. Это очень сказывается на психике людей. Всюду, куда ни приглянешься, безумные взгляды на провизию... Сам же город приобрел какую-то неестественную пустынность, омертвелость. Пойдешь по улице и видишь картину: идет народ. Поклажа исключительно либо вязанка дров, либо кастрюлечка с бурдой из столовой. Трамваи не ходят, машин мало... Дым идет только из форточек жилых квартир, куда выведены трубы «буржуек», да и то не из всех. У многих нет даже возможности топить времянку за неимением дров. Очень большая смертность. Да и сам не знаю, удастся ли пережить нашей семье эту зиму... Хотя бы мать выдержала все эти лишения и дожила до более легких дней. Бедняга, тоже старается, выбиваясь из последних сил. Ну, а много ли их у 46-летней женщины?.. Ведь она одна, фактически, нас и спасает сейчас. То пропуск в столовую, то от себя урвет лишнюю порцию от обеда, чтобы прислать ее нам, то хлеба кусочек. А сама живет в холоде и голоде, имея рабочую карточку, питается хуже служащего. Неужели это все-таки долго протянется? Впереди еще два месяца холодов и голода. Позади 4-месячная блокада и голод. Это поистине нужно быть железным...
Ну, ладно. Надо, как видно, сейчас идти по воду. Вода замерзла абсолютно везде, и нести ее придется за 4 километра из колодца. В квартире не осталось даже капли воды, чтобы согреть чай. Чай! Как громко звучит это слово сейчас, когда рад и кипятку с хлебом! Пить же чай абсолютно не с чем. Нет ни одной крошки сладкого, и пить кипяток надо с солью. Единственное, чего у нас хватает,— это соли. Хотя в магазинах и ее нет, но у нас был небольшой запас — килограммов около 2 — 3, и вот он пока тянется. Теперь хотелось бы написать письмо маме, как раз моя тетя идет к ней, но не знаю, стоит ли передавать его с ней. Она может его прочесть, а это весьма нежелательно.
(Из дневника ленинградского юноши — Владимира Мантулы — одного из рядовых защитников города, умершего от голода 24 января 1942 года.)
ЗАЩИТА НЕВСКОЙ ТВЕРДЫНИ
В напряженных боях в первую половину 1942 года войска Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов сковали группу армий «Север» и сорвали планы фашистского командования по захвату Ленинграда.
Весной гитлеровцы пытались провести операцию «Айсштосс» («Ледовый удар»)—разгромить крупные боевые корабли Балтфлота, стоявшие на Неве. С этой целью 4 апреля 132 фашистских бомбардировщика предприняли воздушный налет. Летчики-истребители и зенитчики фронта и флота встретили их на дальних подступах к Ленинграду. До конца апреля гитлеровцы провели еще 5 массированных налетов, но лишь одиночным самолетам удавалось прорываться к городу. Они причинили кораблям только незначительный ущерб. Потеряв 78 самолетов, фашисты отказались от операции «Айсштосс».
Гитлеровцы попытались заминировать Финский залив, чтобы закрыть выход кораблям Балтфлота в море. В этой операции они потеряли 75 самолетов, не добившись успеха, на который рассчитывали.
Летом вражеское командование приступило к тщательной подготовке штурма Ленинграда, надеясь, что он будет последним. К городу перебрасывалась 11-я армия Ман-штейна, которого считали специалистом по разгрому крепостей. На него и возлагалось руководство операцией «Нордлихт» («Северное сияние»). Гитлер сам определил порядок ее проведения:
«Задача: 1-й этап — окружить Ленинград и установить связь с финнами; 2-й этап — овладеть Ленинградом и сровнять его с землей».
Срок наступления был назначен на 14 сентября. Однако советское командование упредило замысел врага. 19 августа в наступление перешли войска Ленинградского, а 27 августа—войска Волховского фронтов в направлении на Синявино. Ожесточенные бои продолжались до конца сентября. Прорвать блокаду Ленинграда тогда не удалось, но и вражеский штурм города был сорван — фашистское командование израсходовало дивизии Манштейна на отражение наступления советских войск.
ПО ЛЬДУ И ПО ВОДЕ
Приближалась весна. Ледовой «Дорогой жизни» пользоваться становилось все опаснее. Директивой от 14 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны обязал командование Балтфлота организовать с весны воинские перевозки для осажденного Ленинграда и Ленинградского фронта, а также эвакуацию предприятий и населения Ленинграда силами Ладожской военной флотилии.
На Ладожском озере было построено 7 пирсов и сосредоточено около сотни самоходных и несамоходных судов. Летом по дну озера проложили 35-километровый трубопровод для подачи в Ленинград жидкого топлива и кабель, по которому пошел ток Волховской ГЭС.
В полной мере навигация развернулась с 28 мая. Она продолжалась до 30 ноября. Всего за летнюю навигацию в Ленинград доставлено и вывезено из него 1,1 млн. тонн грузов и 838 тыс. человек —пополнение для войск фронта и эвакуированное население.
С 22 ноября вновь началось движение по ледовой трассе.
С января по июль 1942 года в качестве уполномоченного ГКО в Ленинграде находился заместитель Председателя Совнаркома СССР А. Н. Косыгин. Он руководил работой по снабжению города.
Фашистская артиллерия и авиация предпринимали отчаянные усилия для того, чтобы парализовать перевозки по Ладожскому озеру. Авиация и зенитная артиллерия Ленинградского фронта, Балтийского флота и Ладожской флотилии срывали замыслы врага. Личный состав частей и подразделений, осуществлявших перевозки по Ладоге, действовал самоотверженно, не прекращал свой героический труд даже под артиллерийским огнем и бомбардировками.
Перевозки по ледовой автомобильной дороге и водным путем позволили улучшить снабжение населения Ленинграда продовольствием, наладить материальное обеспечение города, фронта и флота.
Над Ленинградом—смертная угроза...
Бессонны ночи тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой...
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда...
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей.
Мы победим, клянусь тебе.
Россия, от имени российских матерей.
Из стихотворения Ольги Берггольц
Предыдущие выпуски:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!