Вещи, которые вы никогда не знали об истории и психологии людей без детей.
Освобождение места для маргиналов — это, я думаю, одно из самых значительных начинаний двадцать первого века. Мне хотелось бы думать, что я вношу свой маленький вклад, защищая одиноких людей, особенно тех, кто остается одиноким на всю жизнь.
Теперь историк Рэйчел Кристил делает то же самое для людей, у которых никогда не было детей. Книга «Как быть бездетной: история и философия жизни без детей» — это ее всестороннее и вдумчивое рассмотрение феномена в Западной Европе и США за последние 500 лет. В своей книге она «требует языка ценностей и хорошей жизни для жизней, которые выходят за рамки традиционных норм».
Вот некоторые основные моменты.
Кого можно отнести к «бездетным» и следует ли нам использовать другой термин?
1. «В целом, — говорит Храстил, — я определяю человека как бездетного, если у него никогда не было биологического ребенка и он никогда не принимал активного участия в воспитании ребенка, будь то в результате законного усыновления или иным образом».
2. Технически точный термин для людей, у которых нет детей, — «нерожавшие». Крастил находит этот термин непривлекательным. Что касается «чайлдфри», она считает, что это может быть «слишком агрессивно». А «бездетность» может показаться отсутствием. Она все равно использует этот термин, «но с оговоркой, что я не рассматриваю отсутствие детей как дефицит, который нужно преодолеть». (У нее нет детей, по выбору.)
Как часто люди не имеют детей?
3. В высоком уровне бездетности нет ничего нового. Как отметил Храстил, «повсеместная бездетность была давней реальностью в городах северо-западной Европы примерно с 1500 года». Было одно исключение: «бэби-бум был аномалией, интерлюдией, которая длилась около 20 лет. Затем вернулась бездетность, более спорная и открыто обсуждаемая, чем когда-либо прежде».
4. Бездетность — это не только западное явление. «Бездетность — это черта всех культур, с разными ожиданиями от нее в разное время и в разных местах».
5. Одни из самых высоких показателей бездетности, когда-либо зарегистрированных (включая нынешние показатели), были среди женщин, родившихся около 1900 года. В США, например, 24% женщин, родившихся в 1900 году, никогда не имели детей. Среди тех, кто родился полвека спустя, в период с 1950 по 1954 год, гораздо меньшее число, 17%, дожило до 45 лет, так и не родив детей.
6. В 1900 году у женщин, у которых были дети, было вдвое меньше детей, чем у женщин за столетие до них. «В Соединенных Штатах у белых женщин в 1800 году было семеро детей; к 1900 году их было три или четыре».
Психология взрослых, у которых нет детей и тех, кто их судит
7. Во время Реформации (1517–1648) «религиозное, юридическое, фамильярное и культурное давление [было] направлено… на то, чтобы женщины могли размножаться и делать это в рамках приемлемых параметров». Но тот факт, что это давление считалось необходимым, свидетельствует о « страхе того, что женщины могут каким-то образом отказаться».
статья продолжается после рекламы
8. В 1600-х годах одиноких женщин без детей «можно было заподозрить в колдовстве и повесить за преступление».
9. Стереотип о бездетных женщинах, которые «слишком много развлекаются ради собственного блага», существовал веками. Крастил нашел пример в « Богатстве народов » Адама Смита .
10. Между 1500 и 1800 годами женщины чаще скептически относились к браку , чем к детям. Храстил цитирует брошюру 1707 года под названием «Пятнадцать удобств одинокой жизни». Еще одна публикация, «Добрый совет дамам оставаться незамужним», вышла в свет в 1739 году.
11. Популярные объяснения высокого уровня бездетности во второй половине двадцатого века включают недавно появившиеся противозачаточные таблетки, а также относительно большое количество одиноких людей. Храстил считает, что более важным было другое: растущая приемлемость «выбора чего-то другого, кроме традиционной семьи», включая вступление в брак, но без детей.
12. Концепция выбора к 1960-м годам стала «твердо связана с идеями о демократии и свободе… Одиночество и бездетность, которые в более ранних обществах считались социальными условиями, достойными избегания, стыда , жалости и экономической зависимости, теперь часто стали ассоциироваться с большей свободой». Однако люди по-прежнему осуждают тех, у кого не было детей, особенно если они решили не иметь детей.
13. В 1970-х «люди были готовы изменить свое мнение о бездетности, чего не случалось десятилетиями до или после».
Вызовы благоговению перед материнством
14. Томас Роберт Мальтус, выступавший против роста населения в известном эссе 1798 года, включил в издание 1803 года раздел, восхваляющий одиноких женщин: «…поведение старой девы больше способствовало счастью общества, чем поведение матрона». Затем он женился и удалил раздел, посвященный одиноким женщинам, в будущих выпусках.
15. Политические лидеры США, даже консервативные, не всегда поощряли женщин иметь много детей. Например, в 1972 году президент Никсон назначил Комитет по росту населения и американскому будущему, который «осудил устаревшие традиции американского пронатализма и призвал всех американцев принять меры по контролю над рождаемостью».
статья продолжается после рекламы
16. Романтизации материнства был нанесен удар социологом Джин Виверс, опубликованным в 1980 году «Бездетность по выбору». Из своих интервью Виверс обнаружила, что многие женщины, у которых не было детей, не считали материнство «ни значительным достижением, ни особенно творческим актом… в равной степени правдоподобно и то, что для некоторых женщин ребенок может компенсировать книгу, которую они никогда не писали, картину, которую они никогда не рисовали, или степень, которую они так и не закончили».
17. В 2017 году Орна Донат подлила масла в огонь споров, опубликовав книгу « Сожалея о материнстве », основанную на ее интервью с женщинами, которые сожалели о том, что у них есть дети.
Характеристики женщин, не имеющих детей
18. Сегодня важно различать семейное положение и родительский статус; у многих одиноких людей есть дети, а у многих женатых - нет. Исторически сложилось так, что статусы с большей вероятностью пересекались. Одинокие женщины, как правило, не имели детей. «В период раннего Нового времени человек не столько выбирал бездетность, сколько отказывался (или не мог получить) от всего пакета брака и деторождения. Муж и ребенок кончили практически на одном дыхании».
19. «Бездетные пожилые люди в настоящее время с большей вероятностью будут жить одни или в учреждениях по сравнению с родителями, которые с большей вероятностью будут жить с супругами или детьми». Но даже для людей, у которых были дети, «не было золотого века заботы о пожилых, по крайней мере, не в обществах поздних браков… Дети эмигрируют или мигрируют; они справляются со своим собственным экономическим стрессом , семейными конфликтами, зависимостями и проблемами. Им может быть нечего дать».
20. «Как и 150 лет назад… бездетные женщины в двадцать первом веке более образованны, менее религиозны, более преданы своей карьере, менее традиционны в гендерных ролях и более городские, чем матери».
21. Сегодня «бездетные женщины зарабатывают больше денег, чем матери, почти при всех уровнях дохода, за исключением матерей, состоящих в партнерстве, которые зарабатывают в верхних 10 процентах доходов женщин». Они также «контролируют гораздо больше богатства, чем матери».