Найти тему

5.7. Смерть Маркса и рождение марксизма.


УГАСАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛА.
ЗАБВЕНИЕ МАРКСА.
МАРКС УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ МАРКСИЗМ.

После падения Парижской коммуны деятельность Первого Интернационала постепенно затухает. Во Франции и Испании эта организация запрещена. Многие уцелевшие коммунары эмигрировали по традиции в Лондон – Англия не выдавала беглых. «С Дона С Темзы выдачи нет».
Ещё несколько лет «Международное товарищество рабочих» занимается в основном внутренними разборками. Бакунин призывает к анархии. Маркс настаивает на порядке. Прудонисты мечтают о конфедерации свободных коммун. Главные инициаторы создания Интернационала, английские профсоюзы, заявляют о своём выходе из организации. Инвестиций нет. Членских взносов не хватает даже на зарплаты оргкомитету. Начинают отваливаться национальные филиалы. В общем, лучше разойтись уже, чем постоянно ругаться. В 1876 году Первый Интернационал прекращает своё существование.

Карл Маркс между тем продолжает работу над «Капиталом». Пишет уточнения по процессу обращения капитала, развивает идеи по экономике производства и теории прибавочной стоимости.

Однако, без рекламной поддержки, без регулярных упоминаний в прессе о самом Марксе стали потихоньку забывать.

Последние годы жизни Маркс сильно болел и скончался от абсцесса лёгкого в 1883 году, в возрасте 64 лет. На похоронах «верховного вождя Интернационала» было лишь 11 человек.

Два года понадобилось Энгельсу, чтобы рассортировать часть черновиков своего друга. В 1885 году он компонует и публикует 2-й том «Капитала». Спустя ещё девять лет, в 1894 – выходит 3-й том.
4-й том выйдет по частям в 1905-1910 годах, уже после смерти Энгельса. Его подготовит Карл Каутский, ученик и сподвижник Карла Маркса. «Римский Папа марксизма» называли его одни марксисты, «ренегат Каутский» – называли другие. Опять – такие разные оценки.

___________________

Что же такого Маркс поместил в «Капитал», что поначалу никто не хотел читать, но затем оно оказало столь сильное и столь долгое влияние на общество?

А вот что.
Раньше романтики-коммунисты говорили лишь общие слова, что мы за всё хорошее и против всего плохого. Каждая «школа» рисовала свою «утопию», и толком-то ни у кого ничего не получалось. Теперь же Маркс научно доказал, что, зачем и почему: почему сейчас так плохо, и что именно нужно сделать, чтобы стало хорошо.
Помните его слова?

«Без ясного учения народ не сможет сотворить ничего, кроме шума и бунтов, обреченных на поражение!»
К. Маркс


Теперь, кажется, ясное учение появилось. Народ, бери, пользуйся!
Он осуществил то, о чём писал ещё совсем молодым в «Рейнской газете» – «теоретическое обоснование коммунистических идей»: именно частная собственность, стихия рынка, погоня за прибылью, отчуждение человека от человека – вот корень всех несчастий. С отменой частной собственности на средства производства исчезнут все пороки буржуазного общества. Исчезнет эксплуатация человека человеком. Каждый будет трудиться на своё благо и на благо каждого. И всем будет счастье. И это случится обязательно. Законы общественного развития такие же неумолимые, как законы природы.

Карл Маркс сделал коммунизм из утопии наукой.
По крайней мере, многим так показалось.
И самому Марксу тоже.

И науку эту каждый понял по-своему. Его идеи развивали, дополняли, уточняли и, конечно, искажали – как без этого?

Последователями Маркса называли себя те, кто охранял лагеря ГУЛАГа, и те, кто в них сидел; кто освобождал мир от фашизма, и кто захватывал целые страны; кто осваивал космос, и кто в джунглях Камбоджи насмерть забивал дубинками своих немарксистких родителей.

Надо сказать, последователи Христа тоже отличались широтой интерпретации его заповедей и разнообразием методов убеждения, мягко говоря. Крестовые походы, пытки инквизиции, сожжение ведьм, религиозные войны – это ведь тоже делалось как бы исходя из учения Иисуса (или Исуса всё-таки?) и во благо человечества.
А идущие за Магометом? Многие разошлись в прямо противоположные стороны.

Поэтому давайте не будем все трупы шишки вешать на Маркса и его учение, а спокойно разберёмся, каким образом Марксу удалось научно обосновать неизбежное упразднение рынка, отказ от собственности и последующую благодать.

Верны ли эти его доказательства?
Может, разрушив социализм, мы совершили большую ошибку? Ведь не всё так плохо было. Не всегда всё по талонам. Но почему тогда рухнула безрыночная система, так же, как до этого разрушилась рыночная?

Может, его учение верно, просто его сильно исказили?

Может, есть где-то ошибки в выкладках, и Маркс предложил принципиально нерабочую теорию?

Или теория Карла Маркса была построена в контексте другого времени, другого общества, других групповых норм, как и у Адама Смита?

Продолжаем наше исследование.

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#карл маркс #история экономики #марксизм #коммунизм