Найти тему

5.5. К. Маркс. Окно возможностей.

ФРАНЦУЗСКИЙ ГОСТЬ.
ПУРКУА БЫ НЕ ПА?
КТО ЖЕ СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ?
АВТОР ЕЩЁ ОДНОГО МАНИФЕСТА.
СЕРЫЙ КАРДИНАЛ.
ПРОВАЛ ПЕРВОГО ТИРАЖА «КАПИТАЛА».

Осенью 1864 года в судьбе Маркса случился серьёзный поворот. Один французский знакомый пригласил его принять участие в некоем пролетарском слёте, встретиться с единомышленниками, обменяться идеями.
Карл уже не молод и не горит желанием вновь тусить в лондонских пивных, спорить до хрипоты с такими же как он нищими иммигрантами о том, что нужно отобрать у буржуазии в первую очередь: фабрики или землю. Однако, на этот раз собрание будет представительное: знакомый назвал несколько хорошо известных Марксу имён, и проходить будет не в какой-то забегаловке. Специально для встречи арендуют большой зал в центре Лондона. Пуркуа бы не па?

28 сентября 1864 года Карл Маркс вошёл в Сент-Мартинс-Холл и занял место в президиуме среди высоких гостей. Пока – лишь приглядеться, что здесь вообще происходит.

В зале собралось порядка 2000 человек. Представители английских тред-юнионов, профсоюзов по-нашему, весьма влиятельной структуры в Британии, приехавшие из Парижа активисты-прудонисты (ну если они и в самом деле так себя называли – прудонисты), политэмигранты и многочисленные гастарбайтеры из стран Европы, проживающие в Лондоне. Собрались, чтобы поговорить о наболевшем и учредить Международную Ассоциацию Рабочих – International Working Men's Association, для краткости – просто International, Интернационал по-нашему. Год назад подобная встреча уже проходила, всем всё понравилось, гости тогда решили, что «хорошо посидели», надо будет обязательно собраться ещё раз, и что-нибудь дельное вместе придумать. Ну вот, собрались. Придумали.

Поскольку глобализация уже тогда шла полным ходом, рынок завоёвывали международные корпорации, которые переносили производства в страны с дешёвой рабочей силой. Конкуренция среди пролетариев приводила к падению зарплат и, соответственно, уровня жизни. Интернационал должен был объединить рабочих всего мира в борьбе с капиталистическим спрутом и вырвать, наконец, власть у буржуазии. Чтобы разрушить «нынешний способ присвоения», радикально изменить экономический уклад и перераспределить блага в пользу рабочих.
Значит, снова: «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!»

Минуточку внимания!
Не Маркс с Энгельсом основали Первый Интернационал, как это заявляют некоторые источники.
Маркса пригласили на встречу как известного в узких кругах политэмигранта, который когда-то написал «Манифест» и много-много разных умных статей.
Энгельсу же в тот момент вообще не до политики было. Дел выше крыши: как раз в сентябре 1864 г. Фридрих становится не простым управляющим, а совладельцем фабрики в Манчестере. Теперь он не только идейный борец с капитализмом, теперь он сам – настоящий капиталист. Что тут поделаешь, такова диалектика – закон единства и борьбы противоположностей.

Маркс сидит в президиуме, молчит и наблюдает. На этот раз люди собрались серьёзные, и их реально много, не то что в почившем в бозе Союзе Коммунистов. Эти ребята в своё время организовали в Лондоне грандиозную встречу Гарибальди, помешали Великобритании вступить в войну США на стороне Юга, они рулят всеми стачками в Англии. Звучат речи о польском восстании, об угнетении пролетариата, о том, что международному капиталу нужно противопоставить международную организацию трудящихся. Пожалуй, какую-то кашу из этих ингредиентов можно попробовать сварить.

Китайский художник Гао Ман изобразил этот эпизод таким образом. 
Перед Марксом открывается окно возможностей.
Китайский художник Гао Ман изобразил этот эпизод таким образом. Перед Марксом открывается окно возможностей.

Митинг постановил создать комиссию, которая будет заниматься составлением Устава новой организации. Что за организация без Устава? Несолидно. В комиссию записали и Маркса. Он всё ещё присматривается. На заседания комиссии ходит нерегулярно – то болеет, то книжкой занят, то организаторы забывают прислать ему приглашение.

Но когда спустя месяц он видит, что у коллег ничего не получилось, вместо проекта Устава – лишь несвязанные наброски, Маркс берёт инициативу в свои руки.

Именно Маркс, как 16 лет назад с Манифестом, Маркс в считанные дни пишет Временный Устав и ещё, по своей инициативе, Учредительный Манифест трудящихся – манифесты у него особенно хорошо получались – который по традиции заканчивается словами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Подготовленные Марксом документы встречены с восторгом и принимаются почти без правок.

Это всё-таки случилось! Осенью 1864 года, в Сент-Мартинс-Холле, среди двух тысяч рабочих, профессоров, пацифистов, бойцов сопротивления, анархистов, коммунистов, прудонистов, тред-юнионистов, его уникальные способности: мгновенно схватывать информацию, быстро её обрабатывать, давать на выходе стройные текстовые документы и зажигательные речи – здесь и сейчас его уникальные способности, наконец-то, востребованы. Маркс зарабатывает себе большой авторитет среди делегатов. У него появляются горячие сторонники.

Съезд – теперь уже можно так называть это мероприятие – съезд избрал Генеральный совет Интернационала в количестве 82 человек, который будет направлять и координировать деятельность рабочих организаций по всему миру. В этот орган, естественно, вошёл и Маркс.

Маркс, который поначалу лишь заглянул сюда на огонёк, формально всегда оставался рядовым членом Генерального совета. Но фактически он постепенно становится серым кардиналом Интернационала. Он остаётся как бы в тени, не всегда приезжает на съезды, но всегда держит руку на пульсе и вмешивается, если чувствует в этом необходимость. Он составляет памятные записки для делегатов, готовит резолюции конгрессов, влияет на кадровую политику.

Не то чтобы Маркс постоянно тянул одеяло на себя, не то чтобы он хотел занять пост генсека или тому подобное – занял бы, наверное, если б действительно захотел. Он просто старался провести через эту организацию свои идеи, в которых был искренне убеждён как учёный.

Эти идеи нужно донести до всего мира. И действовать в соответствии с ними. И мир изменится. Мир станет лучше!

В сентябре 1867 году наконец-то выходит первый том «Капитала». В Гамбурге, на немецком языке, тиражом 1000 экземпляров. Книгу попытались распространять среди своих. Брюссельский конгресс Интернационала рекомендовал «Капитал» как «библию рабочего класса». Безрезультатно. Книга продаётся очень плохо. Самое обидное, даже сами интернационалисты её не покупают. Никакой партийной дисциплины.

В общем, опять мимо. Опять никто ничего не понял. Мир упорно игнорирует новую благую весть.

Кстати:

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#карл маркс #история экономики #марксизм #интернационал