Найти тему

5.6. К. Маркс. Нежданная популярность.


7 ЛЕТ БЕЗ ОСОБЫХ УСПЕХОВ.
ИТОГИ ФРАНКО-ПРУССКОЙ ВОЙНЫ.
В ПАРИЖЕ СНОВА БЕСПОРЯДКИ.
КАК МАРКС СТАЛ ВЕРХОВНЫМ ВОЖДЁМ.
МАНИФЕСТ И КАПИТАЛ ВЫХОДЯТ ИЗ СУМРАКА.
ИДЕЯ ОВЛАДЕВАЕТ МОЗГАМИ.
ЕСЛИ БЫ НЕ..., ЕСЛИ, ЕСЛИ, ЕСЛИ...

Проходит семь лет с момента основания Интернационала, но деятельности этой организации также особо никто не замечает. В основном она сводится к моральной поддержке бастующих рабочих, резолюциям с требованиями политических свобод, сокращения рабочего дня и, конечно, бесконечным дискуссиям: какой путь ко всеобщему счастью самый правильный, и кто тут самый главный проводник. Капитализм от этого не то что не рушится, даже не шелохнётся. Как мы помним, скоро для него наступит Belle Epoque.

1871 год – переломный и в судьбе Первого Интернационала, и в судьбе самого Карла Маркса, который теперь с ним неразрывно связан. На это повлияли коллеги Маркса – журналисты, освещавшие события Парижской коммуны.

_______________________

Франко-прусская война фактически завершена. За девять месяцев стороны уничтожили почти миллион своих граждан: с обеих сторон погибло 118 тыс. военных и 790 тыс. мирного населения. Франция на треть оккупирована прусскими войсками. Условия мира: две приграничные провинции – Эльзас и Лотарингия, где значительная часть населения говорит на диалектах немецкого, отходят Пруссии. «Железом и кровью» Бисмарк собирает воедино «немецкий мир». Заодно с территорией и оставшимся в живых населением Пруссия получает запасы угля, железной руды, калийной и каменной соли, всю промышленность, ну и вишенку на торте – контрибуцию в размере 5 млрд. франков золотом. А пока деньги не поступят, прусские войска остаются во Франции, и кормить их будут, естественно, французы. Новое временное правительство принимает такие условия. А куда деваться? Формально – войну развязала Франция, сама виновата. Прусскую армию не одолеть, по факту она оказалась сильнее.

Но далеко не все французы согласны с поражением. Осаждённый Париж так и не сдался. Значительная часть горожан настроена решительно – одобряет изгнание Наполеона III, падение монархии и восстановление республики, но не признаёт ни капитуляцию, ни власть временного правительства. Всё очень запутано. Франция на грани гражданской войны. На головы парижан со всех сторон льётся агитация и пропаганда.

14 марта 1871 года в «Пари-Журналь», издании, которое поддерживало временное правительство, выходит статья «Великий вождь Интернационала».
По сути, это была манипуляция общественным мнением, попытка чёрного пиара. В этой статье главными возмутителями спокойствия в Париже названы Интернационал и его «вождь» – Карл Маркс. Т.е. посыл был такой – парижане, вами рулит мировая закулиса во главе с немецким евреем, который сидит в Лондоне! Мы тут только-только с бывшим врагом договорились о мире, дружбе,
фестивале, а он опять бермутит воду! Те, кто нас не слушаются, пляшут под его дудку.

Стопроцентный фейк. Никакой Интернационал, конечно же, не мог оказать никакого влияния на парижан. В своё время даже «Капитал» не смогли заставить купить, а чтобы призвать кого-то на баррикады? Несерьёзно. Первый Интернационал был очень бедной организацией, держался на членских взносах. Никакие «интербригады» прислать, тем более, материальную помощь оказать, он не в силах. Всё что могли делать «интернационалисты» – обсуждать ход событий и сопереживать французам. Более того, Маркс уже не раз высказывался, и делал это публично, что поднимать восстание парижанам нет смысла – сил недостаточно, город изолирован, нет координации с другими регионами, нет объединения с крестьянством и т.д. Маркс сочувствовал парижанам, но был решительно против восстания – только зря кровь проливать.

Статья неожиданно получилась вирусной. Её тут же перепечатала лондонская «Таймс», и информация о том, что Интернационал имеет отношение к беспорядкам в Париже, а Карл Маркс – “supreme chief” – «великий вождь» этой организации, пошла гулять по всему свету.

_______________

18 марта глава временного правительства Тьер распорядился вывести из города пушки, чтобы, не дай Бог, ничего не случилось. Случилось. Именно из-за этой операции – из-за попытки вывести пушки. Часть гвардейцев переходит на сторону повстанцев, расстреливают двух своих генералов. Французы начинают убивать французов. Тьер с соратниками бежит из города. Рабочие Парижа берут власть в свои руки и организуют местное самоуправление. Начинаются 72 дня Парижской Коммуны.

Это ещё сильнее подогрело интерес к Марксу. В несколько дней он становится известен всему миру. Маркс пытается опровергнуть фальсификации, пишет письмо в «Таймс» – безрезультатно.
См.
Karl Marx in The Times 1871 (marxists.org)
В своё время он досконально изучил практически всю литературу по экономике. Но по маркетингу и рекламе тогда ещё ни книг, ни учебных пособий не было. Маркс, сам будучи профессиональным журналистом, ещё не знает, не догадывается, какую огромную услугу ему оказали эти фейк-ньюс. Теперь его имя в топах. Он становится знаменитостью. Соответственно, всё, что он напишет или когда-либо написал, теперь вызывает у широкой публики живой интерес.

Эрнест Пиккио "Расстрел парижских коммунаров", 1873.     Копию этой картины Пиккио послал Адольфу Тьеру с запиской «Автор картины — автору бойни».
Эрнест Пиккио "Расстрел парижских коммунаров", 1873. Копию этой картины Пиккио послал Адольфу Тьеру с запиской «Автор картины — автору бойни».

28 мая Коммуна пала. Париж утопает в крови. Расстреляно порядка 30 000 человек.
30 мая из-под пера Маркса выходит «Воззвание Генерального Совета Товарищества Рабочих. Гражданская война во Франции», где он назвал Парижскую коммуну – первой «социальной республикой».
Брошюра напечатана на английском, французском и немецком языках. 3000 экземпляров на каждый. Всё разошлось за две недели. Для нон-фикшн литературы по тем временам – это бестселлер. Маркс становится востребованным автором. Без участия бренд-менеджеров, без бюджетов на рекламу пресса сама создаёт его новый имидж. Из газет теперь весь мир узнаёт, что есть некий Интернационал – какая-то международная полулегальная сеть, которая устраивает революции и свергает правительства. Это, конечно, совсем не так.
Карл Маркс – главный идеолог и закулисный кукловод этой сети, он протянул свои щупальца по всему миру. Это – не совсем так.
Корреспонденты Европы и Америки спешат с ним встретиться, как спустя много лет будут стремиться получить интервью у крёстных отцов мафии и наркобаронов.

Марксу нечего скрывать и незачем скрываться. Он аргументированно с достоинством отвечает на колкие вопросы и тем самым завоёвывает себе ещё большую популярность.

Выходит из забвения знаменитый «Манифест». Наконец-то его переводят и печатают на многих языках, как когда-то было заявлено в тексте самого манифеста.

В 1872 году «Капитал» появляется в России – это первый перевод книги на иностранный язык. Царский цензор Дмитрий Петрович Скуратов, который, кстати, в молодости сочувствовал декабристам, человеком слыл просвещённым, был предпринимателем, меценатом, хорошо разбирался в экономике, допустил книгу к печати дав такое заключение:

«Хотя политические убеждения автора являются исключительно социалистическими, и вся книга носит явную социалистическую природу, ее замысел, конечно, не делает ее общедоступной; к тому же стиль ее строго математический и научный; поэтому комитет объявляет сию книгу свободной от судебного преследования... Мало кто прочтет ее в России, а еще меньше поймет».
Д.П.Скуратов, цензор Санкт-Петербургского цензурного комитета
                                Первое издание "Капитала" на русском языке.
Первое издание "Капитала" на русском языке.

Тираж – 3000 экземпляров – был распродан в течение года. Книгу прочли. И как мы все убедились, даже немного поняли. Только в России до революции «Капитал» переиздавали восемь раз.
Год спустя выходит переиздание «Капитала» на немецком. Теперь переиздания будут выходить регулярно.
В течение трёх лет, по частям, выходит «Капитал» на французском. Перевод сделан в основном самим Марксом.
С большими задержками «Капитал» печатают на английском, итальянском, испанском.

Его книги и его идеи начинают жить своей жизнью.
Возникает новое философское течение – марксизм.
Сам Маркс неоднократно заявлял, что он не марксист. Сам Маркс много раз писал, что если общество не созрело, не нужно навязывать ему пролетарскую революцию. Сам Маркс часто говорил, что там, где есть возможность парламентской борьбы, надо её использовать, не надо браться за оружие без необходимости. Но кому до этого какое дело?

Появляются кружки по изучению книги. Рабочие, читающие «Капитал» при свете керосинок – это не только сцены из старых советских фильмов. В жизни тоже такое было. Из таких кружков выходили молодые люди с криками «Мы тебя одного толстопузого кормим». В таких кружках наполнялась идеями, вызревала та новая сила, которая окончательно сломала рыночную систему, расшатанную из-за отключенных нравственных стабилизаторов.

Х/ф "Мать", реж. Марк Донской, 1955. Экранизация романа Максима Горького.
Х/ф "Мать", реж. Марк Донской, 1955. Экранизация романа Максима Горького.

«Стоит идее овладеть мозгом, избавиться от неё практически невозможно».


Если бы Маркс в своё время не познакомился с Энгельсом,
если бы Энгельс не спонсировал Маркса на протяжении почти всей его жизни,
скорее всего, «Капитал» так и не был бы написан.

Если бы в своё время Маркса не пригласили на учредительный съезд Международного Товарищества Рабочих,
если бы журналисты из «Пари-Журналь» не назвали Маркса «верховным вождём», который организовывает беспорядки во время Парижской коммуны,
если бы их статью не перепечатала лондонская «Таймс»,
если бы вслед за ней эта информация не пошла бы гулять по всему миру,
и, главное,
если бы поле общественных настроений не было готово для посева «капитальных идей»,
«Капитал» так и остался бы малоизвестной работой «проходного рикардианца»,
марксизм так и не появился бы, так и не стал бы ни философским течением, ни «руководством к действию».


Ни один музыкальный продюсер, ни один книгоиздатель никогда не скажет наверняка, что да, вот эта песня станет хитом, или эта рукопись – несомненный бестселлер. Ни один маркетолог не сможет на 100% предсказать успех или провал нового продукта. С идеями и их авторами, похоже, то же самое.
По ходу исследования мы познакомимся с некоторыми интересными и незаслуженно забытыми экономистами и их концепциями. А пока
продолжим разбирать Маркса. Ведь на «рынке идей» именно он попал в бестселлеры.

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#карл маркс #капитал #интернационал #парижская коммуна #история экономики