В детстве, как это свойственно каждому ребёнку, я страстно нуждалась в том, чтобы меня все любили: мои папа и мама, дедушка и бабушка, а также мои юные друзья, с которыми я общалась.
Мой отец, Владимир Александрович, сознавая эту мою потребность в детском счастье, день за днём охотно объяснял на доступном моему пониманию уровне так называемые секреты успешных взаимоотношений с людьми. На это его вдохновлял мудрый совет французского мыслителя 16-го века Мишеля Де Монтеня: «Поскольку философия учит жизни и детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как все прочие возрасты, – почему бы не приобщить к ней и детей?».
— Люба, – говорил очень часто мне мой отец, – чтобы все, с кем ты общаешься, тебя любили, твоё поведение должно им нравиться. Это же ведь так просто: нужно всего-навсего не портить им настроение, не раздражать их своим неразумным, плохим поведением, своими капризами. То есть ты должна всегда стараться быть умной, обаятельной, приятной, вежливой, тактичной в своём общении с людьми.
Позже я вычитала в книге «Жемчужины мысли» похожее по смыслу афористичное высказывание Жана Де Лабрюйера: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою».
Мой отец в развитие этой темы высказал следующее соображение:
— Разумное поведение зависит главным образом от нашего должным образом воспитанного ума. А усовершенствовать свой ум возможно только благодаря постоянным размышлениям над тем, что «хорошо» и что «плохо» в наших поступках и произносимых нами словах. Ты должна запомнить: мышление— это «зрение» разума. Размышляя над тем, что мы собираемся совершить, мы можем умозрительно «увидеть», насколько наши действия будут добродетельны, разумны и целесообразны.
Эту мысль, как я потом осознала, подтверждает также цитата немецкого философа Иммануила Канта, с афоризмами которого меня часто знакомил мой отец: «Как же можно сделать человека счастливым, не сделав его добродетельным и умным?!».
Но в тот момент я с недоверием спросила моего папу:
— А разве это возможно — видеть что-то не глазами, а разумом?
Папа задал мне встречный вопрос:
— Ты сегодня ночью спала с открытыми или закрытыми глазами?
Я ответила:
— Конечно, с закрытыми! С открытыми глазами я спать не умею.
— Но ты же мне сегодня утром увлекательно рассказывала, как во время сна ты видела, как вы с Зайчиком, который пришёл к тебе в гости, разучивали и танцевали какой-то смешной танец! Как ты могла это видеть, если твои глаза были в то время закрыты?! — нарочито недоумённо спросил меня папа.
Я не знала, что ответить, и папа стал мне объяснять:
— Наше сознание может работать, создавать видеосюжеты не только в нашем бодрствующем состоянии, но и во время сна. Давай проведём эксперимент! Попробуй, пожалуйста, вообразить, постараться «увидеть» свою маму, которая занимается какими-то своими домашними делами в соседней комнате, и подумай, чем ты могла бы её порадовать, приятно удивить, улучшить её настроение. Этот процесс называется мышлением и является зрением твоего разума. Придумала?
Я сорвалась с места, бросилась в соседнюю комнату, подбежала к маме, обняла её, крепко поцеловала и сказала:
— Мамочка, я очень тебя люблю, ты у меня — самая лучшая и прекрасная мама на свете!
Мама зарделась от смущения и крайней степени удовольствия и произнесла:
— Доченька, я тоже тебя очень люблю, я горжусь, что ты у нас с папой — такая умная и талантливая. Мы желаем, чтобы ты всегда была счастлива!
Может, именно тогда у меня зародилось и позднее созрело понимание: «Даруя счастье другим, мы сами становимся счастливее».
Постепенно, всё яснее и яснее я начала осознавать и то, что своё счастье надо не ждать, когда оно появится, а самой «зарабатывать» — самой становиться лучше, умнее, внимательней к дорогим для меня людям, стараться делать для них всегда только «хорошее», «приятное» и, насколько смогу, даже «полезное», и они будут обязательно вознаграждать меня своей любовью ко мне и тем самым дарить мне счастье.
Но в моём характере были, конечно же, и недостатки, проявление мной которых всегда огорчало моих родителей и вызывало у них явное разочарование во мне: я была порой капризна, обидчива, скандально требовательна, плаксива, когда мои родители не выполняли то или иное моё желание. В эти моменты родители на меня «дулись», не разговаривали со мной и даже как бы не замечали меня, моего присутствия, моего желания как-то «загладить» свою вину. А позднее моему вразумлению помог прочитанный афоризм Иммануила Канта: «Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви».
А тогда я обратилась к моему отцу с просьбой, чтобы он помог мне как-то избавиться от моих недостойных черт характера. Отец, который находился в это время в моей комнате, задумался, потом посмотрел на мои разбросанные на полу игрушки, с которыми я игралась до его прихода, и вдруг заорал на меня:
— Люба, негодная девчонка, какая ты неряха! Безобразие! Вновь на полу валяются твои игрушки! Всё! Никакого просмотра сегодня мультфильмов, будешь сидеть взаперти в этой комнате до самого вечера!
На моих глазах выступили слёзы, я уже готовилась зареветь в полный голос, но мой отец вдруг улыбнулся и мягким спокойным голосом сказал:
— Люба, ты сейчас увидела, прочувствовала и, должно быть, поняла: что в том или ином человеке нам не нравится больше всего?! Нам не нравятся его отвратительные, мерзкие, так называемые «отрицательные» эмоции, которые он выражает в том или ином случае. Подобные эмоции — это грязь души человека. Как раз именно невоспитанному, некультурному человеку доставляет порой особое удовольствие пачкать этой грязью души других людей, но при этом он, не сознавая того, вырабатываемым «ядом» своих негативных эмоций отравляет и собственную душу, и свой организм. Про такого человека Иммануил Кант выразился так: «Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остаётся наедине со злодеем».
Когда в нашей душе вспыхивают отрицательные эмоции, мы почему-то считаем себя вправе их непременно выразить. Нет! Мы не имеем права, руководствуясь законами высшей нравственности, испытывать и проявлять (как публично, так и наедине с самими собой) подобные скверные чувства, настроения, переживания. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что когда мы нервно-раздражительно, обидчиво-непримиримо относимся ко всему, что нам не нравится, мы наносим прежде всего себе, своему здоровью, непоправимый вред. Чарльз Дарвин утверждал: «Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам». Нам не следует в своих помыслах возносить свою личность выше небес. Чем сильнее человек себя переоценивает, тем меньше вожделенных знаков почтения к себе он получает от людей, и от этого он чувствует себя крайне неудовлетворённым и несчастным. Библия же нас учит: «Кто умалится, тот и будет выше».
Нам удаётся поддерживать доброжелательные, дружественные, приязненные отношения с другими людьми лишь в том случае, когда мы вдохновляемся и руководствуемся заветом из Библии: «Почитайте каждый один другого выше себя» (Послание к Филиппийцам 2 стих 3).
Если при своём рождении ребёнок не имеет иного средства кроме эмоций выразить свои потребности, то по мере умственного и нравственного развития он приобретает возможность при помощи речи объяснять в вежливой форме родителям и окружающим людям свои желания, предпочтения, несогласия и т. п. Однако, увы, в повседневной жизни мы часто наблюдаем, что тот или иной человек, уже будучи взрослым и, казалось бы, будучи образованным и культурным, тем не менее остаётся, так сказать, «инфантильным» в выборе средств самовыражения: всякий раз самолюбиво раздражается, гневается, злобствует, обидчиво возмущается: как это возможно терпеть, когда что-то делается не по его хотению, не по его велению!?
Вот от проявления неприятных, омерзительных эмоций тебе и надо будет стараться во что бы то ни стало воздерживаться.
В сферу Искусства воспитания высоконравственной личности и входит такая архиважная задача. И эта задача возлагается прежде всего на родителей ребёнка, желающих подарить своему воспитаннику счастливую судьбу, делая его, по выражению Иммануила Канта, «добродетельным и умным».
Обязанностью каждого благоразумного, самосовершенствующегося человека является то, чтобы в процессе самовоспитания неустанно тренировать не только свой ум и своё тело, но и свою душу. Тренировать свою душу — это означает для тебя стараться в своём самовыражении быть в любой ситуации всегда жизнерадостной, весёлой, приветливой, вежливой, культурной. То есть и твоё поведение, и твои эмоции должны быть «умными», вызывающими уважение и восхищение у людей, с которыми тебе доводится общаться. Тебе придётся, не жалея сил, воспитывать свою душу, делать её всё более и более благородной, светлой, прекрасной, мудрой. Поняла?
— Да, — ответила я. — Я всё поняла. Постараюсь никогда не быть злюкой, капризулей, скандалисткой и раздражительной.
— Умница! Спасибо! – похвалил меня отец и продолжил: – Главное — это воспитать в себе стойкое, невозмутимое самообладание. Самообладание — это контролируемое и управляемое нашим разумом невозбуждение. Можно пояснить это другими словами — это наша сознательно управляемая неподвластность спонтанно, неожиданно возникающим в нашей душе отрицательным эмоциям, грозящим поработить нас, «вывести нас из себя», сделать нас в своём поведении в чём-то похожими на сумасшедших.
Мы вновь и вновь замечаем: чем меньше у человека ума и воспитанности, тем чаще он посредством своих бурных, разнузданных эмоций пытается добиться нужного, желаемого для него и его самолюбия взаимопонимания с окружающими людьми. Какой ум — такой и проявляемый человеком характер. Наш характер — это сформированное нашим умом мировоззрение, укоренившееся в нашем подсознании.
Только благородные, прекрасные чувства и настроения, которыми мы заряжаемся, могут способствовать нашему истинному благу. Отрицательные эмоции — это эмоции, вредоносные и для нас, и для тех, кому мы их адресуем.
Мой отец немного помолчал, подумал, потом произнёс:
— А для того, чтобы ты успешно справилась с задачей самовоспитания, я предлагаю тебе почаще декламировать вслух вот этот стишок, который я тебе написал и который у индусов называется «мантрой»; — это у них что-то вроде краткой молитвы:
МНЕ РАДОСТНО, МНЕ ВЕСЕЛО.
КАК ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, ХОРОША!
ОТ СЧАСТЬЯ И ВОСТОРГА ПУСТЬ
ВСЕГДА ПОЁТ МОЯ ДУША!
— Ой, как интересно! Процитируй мне, пожалуйста, ещё какую-нибудь «мантру»!
— С удовольствием сделаю это. Для того, чтобы ты бодро и энергично ходила и бегала своими ножками по школьному стадиону во время тренировочных занятий, вот тебе ещё один простенький, но полезный стишок:
РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ВДОХНОВЕНЬЕ.
РАДОСТЬ — СИЛА. ДА, ДА, ДА!
РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ВДОХНОВЕНЬЕ.
РАДОСТЬ В СЕРДЦЕ — НАВСЕГДА!
— Спасибо! Мне очень нравятся эти песенки-стишки. Я буду их всегда произносить вслух, когда мне понадобится улучшить своё настроение, своё самочувствие, зарядить свою душу радостью, бодростью, вдохновением. А больше никаких подобных стишков ты не знаешь?
— Знаю, — с готовностью ответил мой отец, — вот ещё одно, весьма поучительное двустишие:
ДЕЛАЙ ВСЁ БЕЗ СУЕТЫ, —
БУДЕШЬ ОЧЕНЬ МУДРОЙ …
Папа приостановился, а я, угадав рифму произносимой отцом фразы, моментально выкрикнула недосказанное им слово: «ТЫ». Потом стала уточнять смысл только что прозвучавшей «мантры»:
— Что значит «без суеты»?, это — «без торопливости» что ли? А если у меня душа «горит», и мне хочется сделать то, чем я занимаюсь, побыстрей, чтобы пораньше насладиться желанным результатом!?
Отец охотно принялся рассуждать на эту тему:
— Когда мы куда-то спешим или делаем что-то в спешке, всё у нас получается, как говорится, «людям на смех». Всё нужно делать, конечно же, с желанием, с воодушевлением, но обязательно с любовью и аккуратно, ибо: «Аккуратно выполняемые нами действия — это величайшее уважение, которое мы оказываем самим себе». Если это нам удаётся, мы испытываем моральное удовлетворение, являющееся основой настоящего счастья. Залог счастья — успешно благодетельствовать себе и людям. Благодетельствовать — это значит творить добро. А для этого, конечно же, требуется мудрость. Мудрость делает нас духовно зоркими, то есть духовно «зрячими», умеющими своим умом отличить «добро» от «зла». Подумать — значит понять. Понять — значит стать мудрее. Стать мудрее — значит совершать то, что дарует радость и счастье нам и дорогим для нас людям.
— Папа, — воскликнула я с восторгом, — ты – настоящий мудрец! А сколько лет мне нужно прожить, чтобы стать такой же мудрой, как ты?
— Люба, мудрость даруется человеку не прожитыми годами, а прозрениями его дерзновенного, любознательного, трудолюбивого ума. Вот послушай, я прочитаю тебе, как искала своё счастье в жизни святая мать Тереза. Вот её слова:
«Я просила силы – и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости – и Бог послал мне проблемы,
над которыми нужно было ломать голову.
Я просила мужества – и Бог послал мне опасности, которые я преодолевала.
Я просила любви – и Бог послал несчастных, которые нуждались в моей помощи.
Я просила благ – и Бог дал мне возможности добывать их своим трудом.
Я не получила ничего из того, что хотела, но я получила всё, что мне было нужно!
Бог услышал мои молитвы...»
Вот таким образом мало-помалу формируются мои идеалы счастья.
На данный момент я вижу своё счастье в творческом и личностном самосовершенствовании и успешной, плодотворной деятельности.
КОНЕЦ