Нам регулярно напоминают о месте славян в мировой истории) и достижениях лапотной Руси, о том, как мы "жили в лесу, молились колесу" Некоторые "деятели" даже имеют собственное представление о наших предках, утверждая, будто мы варвары. Истина, когда-то уничтоженная "ИзТорыЕй" написанной чужеземцами, точно не имеет ничего общего с тем, что нам и нашим детям довелось заучивать за партами школ.Так, в привычной манере, о славянах (русах) отзываются, как о совершенно беЗполезных существах, утверждая мол "читать не умели, писать не умели, землю пахали, под себя ходили... и всё тут. Все технологии и изобретения приписывают себе - Эуропам да Западам, а на Руси мол, только "кресты" по полям слонялись.
Но, что-то проскакивает - невнятное и довольно странное при внимательном изучении, без логичных обьяснений, не стыкующееся с ИзТорыЧескими данными и в том, может быть есть доля истины, но глубоко сокрытая и от части недоказуемая. Непонятное проскакивало и о так называемом гении 18 века - Иване Петровиче Кулибине, его биографию не трудно отыскать, поэтому поскорее к истории:
За свою жизнь Кулибин создал несколько оригинальных часовых механизмов, но одним из первых и наиболее известных считаются яйцевидные часы для Екатерины II, которые чаще называют просто часы Кулибина.
История создания часов Кулибина началась в Нижнем Новгороде. Именно в этом городе жил знаменитый изобретатель и держал там часовую мастерскую. В те времена (вторая половина XVIII века) часы были далеко не у всех, и работы особой у Кулибина не было. Поэтому он посвящал много времени изобретению других устройств.
Но нас интересуют именно созданные мастером Иваном Кулибиным. Что же это такое?
Работа над часами велась три года с 1764 по 1767 год. Корпус изделия выполнен из серебра с позолотой и имеет форму гусиного яйца, внутри которого находится уникальный механизм, состоящий из 427 деталей. Запоминаем 427 деталей! Часы заводятся один раз в сутки. Циферблат изделия расположен снизу яйца. Для удобства пользования, гениальный мастер для этих часов сконструировал специальную подставку, которая позволяла видеть стрелки часов не переворачивая корпуса. Часы не только показывают время, но и отбивают часы, половину и четверть часа. Также, в них заключен крохотный театр-автомат. Театр... Внутри 8ми сантиметров...
Часы «яичной фигуры» имеют три механизма: часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрный механизм-автомат, приводящий в действие золотые фигурки в крошечном встроенном театре.
Все работы по созданию необычных часов талантливый мастер делал САМ, от конструкторских и технологических, до ремесленных. Для создания богатого и резного корпуса потребовалось мастерство, а работа над часовым механизмом, занимающим одну половину яйца, требовала навыки часовщика.
Прочувствовали размах? Прочувствовали мощь? Все вышеописанные чудеса и функции были заключены в корпусе, размером с гусиное яйцо (Размер в диаметрах: поперечный 58 мм, продольный 85 мм)... Продуманы, спроектированы во всех подробностях, изготовлены до единой детали индивидуально, с качеством, несравнимо превосходящим все возможные уровни, поскольку и по сей день хранятся в Эрмитаже и работают, спустя более чем 250 лет(!), настроены с высочайшей точностью и всё за 3 года одним человеком-самоучкой...
Чтож... давайте разбираться в этой истории?
Сегодня мы редко задумываемся о технологии производства тех или иных вещей, тем более разбирая подробно все техпроцессы, путь превращения идеи в нечто осязаемое и технологичное, мы просто пользуемся теми или иными гаджетами, как есть... Тем не менее сегодня, создание тех же Apple Watch - это длинная дорога и работа многих специалистов, точных фабрик, расчетов компьютеров, разработка дизайна, ПО, огромная зависимость от конкретных материалов и так далее и тому подобное. Но, что необходимо было знать нашему Ивану, чтобы в трехлетний срок изготовить столь замечательный гаджет, при обязательном внимании к годам жизни мастера - т.е. веку и наличию фактической возможности осуществления задуманного проекта в те далёкие 1700е.
Чем таким Обязан обладать мастер, создающий "носимый гаджет" 18 века? Какой необходимой информацией в области науки и техники? Должен ли был Иван Петрович уметь читать? Кто-то скажет нет, ведь он гений-самоучка, но теория гениальности, лишь теория, а знания где-то необходимо черпать и достаточно серьёзные, исходя из самого проекта.
Значит, для начала "изобретателю" мы автоматически добавим эту характеристику - умение читать, из этого следует ещё одна необходимость - достаточное количество литературы, не абы какой, а узкоспециализированной - печатной продукции в этой области и доступ к ней, а так же сама технология производства этой самой продукции на момент изобретения часов.
А как же обстояли дела с типографиями тех времён? Вот выдержка о печатном производстве (абзац можно пропустить):
"Первыми русскими печатниками были приняты на службу дьякон Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Именно эти мастера печатного дела в 1564 году создали первое печатное издание «Апостол». После «Апостола» Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1565 году была отпечатана книга «Часовник», которую использовали в богослужении и при обучении грамоте. После отъезда Ивана Фёдорова из Москвы, вызванного преследованием и обвинениями в ереси, книгопечатание в на некоторое время приостановилось и было возобновлено только к концу XV столетия, когда правителем России стал Борис Годунов.
Во времена правления Петра Великого московский «Печатный двор» поступил в заведование начальника монастырского приказа, а сама типография находилась в заведовании справщика Фёдора Поликарпова. Примерно в тот же период Пётр I заказал в Амстердаме новый гражданский шрифт, который вошёл в употребление в России с 1708 года. Именно тогда впервые появились книги, напечатанные гражданским, а не церковным шрифтом. В 1711 году была основана первая типография в Петербурге. До 1721 года Петербургская типография находилась под началом Оружейной канцелярии, но затем все типографии духовного ведомства расположенные в Петербурге, Москве, Чернигове и Киеве были переданы в ведение Священного Синода. В 1727 году была основана типография при Академии наук для печатания книг на русском и иностранных языках."
После прочтения данной информации, нам становится понятно, что в печати в ОСНОВНОМ были книги религиозной тематики, книг научной тематики было крайне мало, если они вообще существовали. И лишь в 27 году книг стало больше -"Дальнейшее развитие печатного дела в России привело к появлению «вольных», иначе говоря, негосударственных типографий", в том числе благодаря типографии Академии наук, но "В период с 1796 года по 1802 год вольные типографии были запрещённые царским указом"
Итак в бо́льшей же степени, книги печатались на церковный лад, найти печатные издания по механике, физике, сопромату, астрономии и прочим сопутствующим наукам было по всей видимости не легко... Как и однозначно утверждать, что некоторые из необходимых наук вообще существовали, но должны били, как необходимость, подтверждением которой являются изобретения. Помимо необходимости в знаниях о науках, точно так же необходимо было иметь огромное количество инструментов, обладать знаниями в математике, геометрии, черчении, чтобы разработать проект, более того, необходимо было иметь станки для производства мелких штучных деталей Часов, так же разработанных по индивидуальным схемам и своим неповторимым размерам. Бумагу для составления проекта. Не держать же все это в уме? Часы содержали 427 мелких деталей!!! Изготовление одних крепёжных элементов - уже является проблемой всвязи с вышеописанными факторами. "Широкое распространение металлических винтов началось после появления в 1760—1770 годах машин для их массового поточного изготовления" Но Иван Петрович изготавливал высокоточное изделие и винты были крошечными - изготовление столь технологичных изделий так же требовало чрезвычайно серьезного багажа знаний. Математики и геометрии, как минимум. Станков для таких мельчайших деталей не существовало, а первые винты в конце 16го века были деревянными. Не было и ручного инструмента для изготовления таких мелочей, Плашек (Лерок) и Мечиков попросту не существовало (упоминания о нем датируется концом 18го века), особенно таких диаметров для нарезания внутренних резьб. Таким образом "изобретатель" должен был сам создать необходимые инструменты, снова обратившись к знаниям в этой области. Отлить/выковать заготовки (кузнечное дело) закалить... В идеале, иметь знания о марках сталей и способах их получения, но можно допустить, что он всё таки прибегал к помощи кузнецов... здесь, вновь возникает вопрос, имеет ли право на жизнь данное предложение? "В России образцы таких метчиков были представлены товариществом «Василий Осипович Красавин с Братьями» (1899 год)." Если Кулибин мог изготовить их сам, то почему так поздно мы слышим об образцах? Чтож, вопросов не мало. Но нужно идти дальше...
Форма часов предполагала создание корпуса путем отливки и гравировки мелких деталей, что вновь говорит о необходимости знаний в этих областях и наличии "приспособлений". Корпус был позолоченный - в копилку ювелирных знаний. Так же они проигрывали мелодию, которую в те времена Иван не мог загрузить из сети, следовательно, музыкальную композицию нужно было написать, опять-таки обладая композиторскими способностями, знать ноты, иметь слух, разбираться в материалах, этот звук производящих. Кроме всего вышеописанного, мастеру было необходимо:
Иметь знания в механике об особенности конструкций и функционирования особых видов механизмов, знания в области изготовления моделей зубчатых передач, проектирования и рассчёта планетарных зубчатых передач, знания о зависимости крутящего момента от передаточного числа, ведущих и ведомых шестернях, формулы... Математические, геометрические, астрономические знания. Знания в области технологии литья металлов (в данном случае из серебра) знания технологического процесса и методики покрытия декоративных изделий (золочение) музыкальный, композиторский талант, а также без преувеличения знания робототехники.
Недостающие инструменты нужно было ПРИДУМАТЬ, разработать, затем изготовить... После, благодаря этим инструментам, создать все 427 деталей - нереальных размеров, рассчитав все пропорции, масштабы, целые цепочки зависимых друг от друга действий и последовательно исполняемых операций, совместить безупречно все диаметры и шаги шестерень, натяжных элементов с последовательностью необходимых "событий" в "театре" часов, прикрутить туда музыку и ниразу не ошибиться... Теперь ощущаете масштаб? Ещё нет?
Размер каждого зубчика, шаг шестерни, приводимой в движении, находящийся в общей массе 427 элементов в корпусе размером не многим больше 8 сантиметров, должен быть рассчитан чрезвычайно точно, с минимальными погрешностями, относительно других элементов, работая в строгом соответствии с расчётами на ход с привязкой на последовательное исполнение конкретных событий, рассчитаны должны быть все радиусы, диаметры, моменты: открывания створок, воспроизведения мелодий, соответствие деталей форм-фактору. Всё это и многое другое, что я не описал, должно уместиться в половине корпуса... Половине... Всё это, должно быть собрано на болты миллиметровых размеров... Изготовленных вручную? С резьбами, боюсь представить каких шагов?) "Лопухом", как о наших предках твердят чужеродные ИзТорыЧеские деятели? В царской Руси, где ничего не было и нет?
Как я уже говорил выше, мы славяне всегда будем ничтожными, для западного "мира". Тому множество причин, но разбирая подобные истории, становится ясно, что наше прошлое у нас украли, украли знания о нём, украли у поколений гордость о предках и теперь в этих обрывках, можно лишь искать нечто отдалённо намекающее на былые успехи единой Империи, где человек (или собирательный образ) был способен на столь замечательные изобретения, столь интересные и неповторимые идеи, обладал невероятными знаниями и умом, достойным восхищения. Где изобретаемые предметы быта, механизмы и строения не боялись времени...Сегодняшний мир, насаждаемый нам философией "потребл*дства западов" не в состоянии предложить что-либо стоящее и даже отдаленно схожее с творениями и творцами прошлого. Быть может, чаще обращая внимание на деяния предков, мы разбудим в себе желания творить чудеса и совершенствоваться во всём.