Найти тему
Антикварная Кубань

Почему Средневековые сражения не были такими хаотичными, как показывают фильмы

Оглавление
Изображение Яндекс Картинки. Война Алой и Белой розы
Изображение Яндекс Картинки. Война Алой и Белой розы

В историческом фильме, как правило, две вражеские армии встречаются и начинается хаотичная бойня. Невзирая на инстинкт самосохранения, все почти вслепую режут друг друга, и неизвестно, кто свой, а кто враг. Проливается кровь, а главный герой сражается в индивидуальной дуэли со своим злейшим врагом. Какое это имеет отношение к реальному бою?

Начнем с того, что такие сцены придуманы для нужд кино. Людям обычно не нравится умирать, серьезно травмировать себя и наносить себе вред. Все они хотят вернуться домой, к семье и друзьям целыми и невредимыми. Это называется инстинктом самосохранения. Почему его не должно быть у средневековых воинов?

Драться подобным образом – это верная смерть, при которой неважно, сколько у тебя умений, ведь ты даже не сможешь их показать, потому что враг везде, а глаз всего лишь пара. Это выглядит зрелищно в «Храбром сердце», «Викингах» и «Трое», но не соответствует реальному бою. В этом плане в игре Total War больше реализма, чем в исторических фильмах.

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

Если вы находитесь в великой битве, искусство ведения войны подразумевает, что лучше всего иметь врага перед собой, а ваших союзников рядом с вами. Не случайно многие древние культуры усовершенствовали боевую систему. Для этого была создана греческая фаланга – компактный боевой строй и популярная в средние века стена из щитов.

Каким было средневековое сражение?

Известно, что для победы в битве недостаточно отдать приказ сражаться. Солдаты должны следить за линией фронта и сражаться в строю. Самый естественный строй – это линейный. Чем крупнее битва, тем важнее становится линейное построение (как на флоте).

Если противник прорвет ее и ворвется, можно использовать фланговый маневр, т.е. обход с фланга. Но это значит, что битва подходит к концу, и тогда фактически может случиться хаос со сковыванием и добиванием противника.

Но вернемся к линейной тактике

Согласно линейной тактике в бою сражается первая шеренга воинов (иногда вторая и третья), а остальные шеренги ждут своей очереди. Конечно, они могут стрелять из лука или иным образом атаковать врага поверх голов своей армии. Они также могут поменяться местами с первым рядом, если он станет слабее.

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

Теория пульсации

Некоторые историки выступают за интересную «теорию пульса», объясняющую динамику боя. Короче говоря, это когда армии встречаются и участвуют в линейном бою. Первые ряды сталкиваются друг с другом, а затем отступают друг от друга, чтобы заменить раненых или перегруппироваться.

Такой подход и отвод войск повторялся много раз, ведь, как известно, многие бои прошлого длились долгие часы. Исследователи утверждают, что средний солдат не смог бы физически и морально выдержать часы непрерывного боя, поэтому теория нападения и смены людей является наиболее вероятной.

Обычно победившие стороны в средневековых стычках несли небольшие потери, хотя сегодня невозможно определить точное количество войск и потерь. Ответственные за это летописцы давали преувеличенные цифры и регулярно умножали силы противника, чтобы подчеркнуть важность победы или объяснить поражение.

Самая жестокий бой происходил чаще всего при бегстве противника, потому что убегающих легче убить, чем во время рукопашной схватки. Как видим, исторические сражения отличались от киношных. Чтобы еще больше проиллюстрировать поведение древнего солдата во время боя, давайте представим, что это мы.

Изображение Яндекс Картинки. Войска Тамерлана.
Изображение Яндекс Картинки. Войска Тамерлана.

Вы стоите в поле далеко от дома. Вы носите тяжелые доспехи. Вы не знаете, что происходит в километре от вас, но надеетесь, что командиры знают. Вы чувствуете напряжение. Все вспотели. Вам нечем дышать. Внезапно в кого-то рядом с вами попадает дротик. Вы не знаете, означает ли то, что вы проигрываете или нет.

Двигайтесь вперед, вы даже можете почувствовать, что побеждаете, потому что враг отступает. Но внезапно весь ваш фланг был разбит. Вы видите, что ваши убегают и не знаете, бежать или продолжать бой. Наверное только в этом ключевом решении и проявлялся весь хаос боя. Как решать такие проблемы в бою отлично знал например, известный завоеватель прошлого Тамерлан.

Он всегда добивался четкой дисциплины и взаимодействия воинов даже при отсутствии видимости своих же воинов. Каждый знал что делать, что боем руководят. А у вас есть такие же примеры, напишите в комментариях? От вас также подписка, лайк и репост!