Найти в Дзене
Shikimori

Золотой век аниме: когда он начался и почему закончился так быстро

Предыстория

Принято считать, что самое первое аниме появилось на свет в конце 1916-го или в начале 1917 года. Первый анимационный ролик длился всего пять минут и был снят Симокавой Отеном. Легко допустить, что в действительности были и более ранние работы, но, даже если это так, мы об этом уже не узнаем. Почему? Все очень легко. В начале XX века произошел ряд событий, физически уничтоживший большинство носителей информации. Так, в 1923 году Япония пережила Великое землетрясение Канто — оно почти полностью разрушило Токио и Иокогаму. Во время Второй мировой войны ряд бомбардировок тоже не положительно сказался на количестве сохранившихся материалов.

Да и сама нитроцеллюлозная пленка не отличалась устойчивостью к повреждениям. Она могла случайно самовозгореться, к тому же долговечность не была основным ее свойством. Именно поэтому сейчас большинство роликов того времени утрачены, и мы можем лишь догадываться об их существовании.

От этого момента пройдет больше 60 лет перед тем, как начнется золотой век аниме. К тому моменту на экраны уже вышел Mobile Suit Gundam, который, после покупки Bandai стал одним из самых долгоиграющих проектов за всю историю аниме.

Mobile Suit Gundam
Mobile Suit Gundam

Взрыв интереса

Итак, с началом 1980-х стартовал и золотой век аниме. Казалось бы, все самые нашумевшие проекты появились сильно позже, так почему именно это время связывают с расцветом японской мультипликации. В первую очередь, из-за растущих возможностей. Технический прогресс + огромные бюджеты, и дело в шляпе. Например, именно тогда наконец появились VHS — те самые кассеты, которые были дома практически у каждого. Подростки, выросшие на Tetsuwan Atom, испытывали ностальгию по подобным шоу.

К 1983-му спортивное аниме уже обзавелось характерными чертами, которые остаются с ним по сей день. Не малую роль в этом сыграл Captain Tsubasa — тайтл о футболе, командной работе и дружбе. И если поначалу зрители даже критиковали неправдоподобную анимацию движений, то в итоге именно она установила стандарт для всего спортивного аниме в будущем. Теперь вы знаете, кого в этом винить.

Одна из самых громких — для всего мира — технических новинок 1983-м тоже заметно повлияла на интерес к индустрии. Появление CGI дало режиссерам возможность представлять на экране более масштабные и зрелищные кадры. А уже в следующем году состоялась премьера Kaze no Tani no Nausicaa. Почему это важно для истории? В процессе создания этого фильма появилась известная студия Ghibli, во главе которой встали Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.

Captain Tsubasa — Kaze no Tani no Nausicaa
Captain Tsubasa — Kaze no Tani no Nausicaa

Интересно, что прошло меньше года, как группа студентов основала компанию Daicon Films. Вы наверняка не знакомы с этим названием, скажем иначе — именно она со временем стала называться Gainax. В лихие 1980-е появился и первый хентай — Lolita Anime — и прародитель сёнена — Dragon Ball. И даже первый яой — Kaze to Ki no Uta.

Вдохновение и бюджеты

Популярность аниме росла вместе с количеством тайтлов. А их становилось все больше, поскольку режиссеры черпали вдохновение уже не только в манге, но даже в сериях романов. Отличный тому пример — Legend of the Galactic Heroes.

Legend of the Galactic Heroes
Legend of the Galactic Heroes

Развитие игровой индустрии тоже внесло свои коррективы. Появилось аниме по Super Mario Brothers — Super Mario Brothers: Peach-hime Kyuushutsu Daisakusen. Экранизировать теперь могли практически все, даже короткие рассказы. И связано это не в последнюю очередь с растущими бюджетами.

Дело в том, что студии получали внушительные средства от домашних релизов и зарубежного лицензирования. Приведем простой пример. Любимый многими тайтл Akira имел просто невероятный бюджет для своего времени — 10 миллионов долларов. Для сравнения, бюджет Kaze no Tani no Nausicaa — миллион долларов ровно. И это можно легко определить, просто взглянув на «Акиру». Для примера, Tetsuwan Atom использовал максимум 8 кадров в секунду. А вот Akira — все 24.

Akira
Akira

К тому же Akira значительно повлиял и на процедуру озвучения. Теперь диалоги записывали заранее, а аниматоры попросту сопоставляли движение рта со звуком, а не наоборот, как было раньше.

Затухание

В 1990-х во всей индустрии начался заметный спад. Связано это было в первую очередь с так называемым Потерянным десятилетием. В начале десятилетия быстрый рост экономики начал замедляться — финансовый пузырь, образовавшийся из-за массовых заимствований и многочисленных спекуляций со стороны японских компаний, банков и ценных бумаг, резко лопнул. Это привело к кризису в банковском секторе и краху фондового рынка.

Естественно, в таких условиях бюджеты на производство новых тайтлов резко сократились. Исчезли множество студий. Пережить кризис удалось далеко не всем. Например, Studio Ghibli тогда выпустили Majo no Takkyuubin — эта работа в значительной степени повлияла на то, что студия Хаяо Миядзаки смогла не только остаться на плаву, но и выпустить Mimi wo Sumaseba и Mononoke Hime позднее в 1990-х.

Mimi wo Sumaseba — Mononoke Hime
Mimi wo Sumaseba — Mononoke Hime

Нельзя не вспомнить и о другом невероятно успешном коммерческом проекте — Bishoujo Senshi Sailor Moon. Ну и, естественно, для многих 1990-е ассоциативно связаны с такими произведениями, как Neon Genesis Evangelion, Serial Experiments Lain, Ghost in the Shell, Cowboy Bebop: Tengoku no Tobira и многими другими. И хотя аниме-индустрия продолжала расти и развиваться даже в это непростое время, такого резкого бума, как в 1980-х, уже не было.