Найти тему
Сад с Феями

Заработок на хобби. Самопал или хендмейд: в чем разница

Вероятно, сегодня я испорчу кому-то настроение и вызову недовольство. Наверняка же это прочтут не только новички. Но и промолчать не могу — слишком часто слышу и читаю пренебрежительные реплики в сторону всех, без исключения, вещей ручной работы. И меня так расстраивает эта тема, что, боюсь, сегодня мне будет сложно внятно и стройно изложить свои мысли. Ворчать я нынче буду. Накопилось разное.

Одна из самых-самых ожидаемых тем, судя по комментариям — это грамотное окрашивание работ. Не однажды приходилось читать в обсуждениях и под публикациями, что девочки не решаются раскрашивать готовую работу, чтобы не испортить то, что уже получилось. Эта разновидность боязни чистого листа портит жизнь многим.

Так что же важно сделать до того, как выбрать и смешать краски? И какая связь с продажами?

Периодически в комментариях под мастер-классами, а чаще — в личных сообщениях, пишут люди, которые меня несколько озадачивают, мягко говоря. Они никогда не занимались никаким видом творчества, вообще руками ничего не делали, как позже выясняется, но их первый вопрос: "А это продается? Стоит ли мне этому учиться?"

Каждый раз не знаю, что ответить. Встречаются самородки, чаще — трудяги, которые, впервые взявшись за лепку, делают такие работы, что я горжусь и чувствую себя курицей, которая снесла золотое яйцо или высидела прекрасного лебедя. Но ни один из этих людей не спрашивал меня в первую очередь о заработке. Другие вещи сначала волнуют человека, у которого получается в итоге что-то реально достойное. Как сделать то или другое, откуда берутся идеи, сомнения в своих силах, желание удивить и порадовать кого-то необычным подарком. Тот самый страх чистого листа, с которого я начала — он мешает и с ним нужно бороться, но он же — хороший признак: человек точно не излишне самоуверен. Мне по этому поводу вспоминается фраза автора, фамилия которого сейчас вылетела из моей памяти девичьей: "Совсем нет комплексов только у того, у кого слишком мало мозгов, чтобы их иметь".

Если честно, то мне всегда хочется как-то отделаться от слишком "деловых" учеников. Боюсь, что именно из них растут тяп-ляпычи, которые потом годами, активно, много (и с самыми громкими заголовками и описаниями) выставляют на продажу шЫдевры категории "я сделаль". Про которые, к слову, мой нетолерантный деть говорит: "Я накакаю красивее" (исправлено цензурой, в оригинале звучит грубее). И мне даже не становится стыдно, что я его так плохо воспитала.

Возможно, я что-то упускаю в своих выводах от эмоций. Не скрою: я расстроена и даже зла сегодня. Тогда поправьте.

Мое глубокое убеждение, что любой предмет ручной работы должен быть сделан максимально качественно и аккуратно. Никакими красками и лаками не спрятать "сойдет и так". Важное уточнение: речь идет не о продуманной небрежности от опытного мастера, который сознательно использует такой прием. Микс-медиа, шебби-шик, лофт, рустик, фармхаус, гранж — все эти направления используют продуманную небрежность, искусственную состаренность, загрязненность, невылизанность, я бы сказала. И не стоит думать, что это сделать намного проще, чем вещь, которая выглядит, будто только из магазина. Наоборот: грамотная неидеальность - это следующий, более высокий уровень над просто идеальностью.

-2

Все рассуждения людей, которые активно стараются продать свои, откровенно слабые, работы, о том, что хендмейд и не должен быть аккуратным; что это (якобы) подчеркивает его благородное, не серийное производство — это, простите мой французский, самооправдание недостаточного профессионализма или просто лени. Так и хочется спросить: "Не желаете приобрести перекошенный комод или колченогий стол от столяра-недоучки? А что так? Ручная же работа, зачем качество — оно все благородство уничтожит". Р-ррр...

Ни один профессионал таким не родился. Да что уж там: мы все начинаем передвигаться в этом мире сначала ползком, потом учимся ходить, бегать и танцевать. Мы просто не помним и не оцениваем тот труд, который в это вложили.

Давайте представим, что мы попросили провести на листе бумаги какую-то извилистую линию профессионального художника и ребенка, который недавно научился держать в руках карандаш. Пусть они сделают это в другой комнате, чтобы мы с вами не видели. Как думаете, сможем догадаться, где линия, нарисованная ребенком?

В любом творчестве и ремесле это так же очевидно.

Колея

Ремесло без особого творчества - это не ужас-ужас. Вопрос только в том, что не всем по силам сохранить радость творчества от такой работы и не начать чувствовать себя просто живым кустарным конвейером.
Ремесло без особого творчества - это не ужас-ужас. Вопрос только в том, что не всем по силам сохранить радость творчества от такой работы и не начать чувствовать себя просто живым кустарным конвейером.

Человек перестает развиваться, если начинает штамповать простые, не слишком качественные работы, на низком уровне мастерства. Он словно накатывает себе колею, которая только углубляется со временем и из нее все сложнее выбраться.

Да, рука со временем станет увереннее, но с фантазией будут проблемы. То же самое касается постановки на серийное производство копий чужой работы. Уж каких только копий домиков Творческой Мамы я не видела в продаже! Качество очень разное, вплоть до того, что работа идеальна по технике исполнения. И материалы разные, видела даже домики, валяные из шерсти. Но нигде нет ни полшажочка в сторону какого-то улучшения и развития идеи, хотя некоторые уже не первый год клонируют и продают одно и то же.

К слову: при всем множестве копий, мне ни разу не встретилось в описаниях этих работ имя Дианы, благодарность ей за идею и уроки. Она такое огромное количество людей по всему миру вдохновила на творчество, научила, ничего не попросив взамен. А тут — человек даже зарабатывает уже, но не находит в себе благодарности тому, кто, по сути, дал ему эту возможность. Как-то неправильно это, по-моему. Несправедливо и непорядочно... И недальновидно: по этому поводу у меня даже собственная теория есть, но об этом как-нибудь в другой раз. Когда меня снова разозлят.

Не руби сук, на котором... будешь сидеть

Каждая некачественная работа, выброшенная (и здесь это слово подходит лучше всего) в продажу, портит репутацию ручной работы, как явления. Не стоит забывать о том, что круг людей, готовых покупать хендмейд, не бесконечен. Каждая посредственная работа, выставленная на продажу, уменьшает этот круг. Сейчас уже не редкость заявления, вроде: «Эй, это же самоделка! Она должна стоить меньше, чем товар в магазине, аналогичный по функциям". При этом не стоит вопрос о качестве. Просто: сделано не на фабрике — значит, поделка-самоделка и далее по тексту.

Простите, товарищи, ну так все шедевры мирового искусства именно руками и сделаны. Исключая монументальные, вроде пирамид и соборов — руками, мастерством, душой и сердцем одного человека. С чего же они теперь так дорого стоят? Едва ли только потому, что автора уже нет в живых. Думаете — не подходящий пример, где признанные мэтры, а где мы, грешные? А кто мешает творить так, словно это обязательно пройдет через века, будет передаваться по наследству и удивлять потомков покупателя?

И да, есть среди потенциальных покупателей премиум-сегмент, и он даже растет. Но, чтобы мастеру попасть в эту нишу, товар должен быть уникальным (чаще всего, потому что копии всегда считаются немного "бриллиантами для бедных") и точно — премиум-качества. Тогда покупки, даже весьма недешевых работ, происходят по принципу: «Я — взрослый, состоявшийся мужчина, и мне нужен этот радиоуправляемый вертолет!»

-4

Польза от скромности

Первые работы полезно оставлять себе. Ну или отдавать в окружение, которое никуда от вас не денется: близким друзьям, родственникам, если им понравилось и захотелось. Это — отличный способ оценить через несколько месяцев, насколько круче стали ваши новые работы, получить порцию уверенности в своем мастерстве. Поверьте — проверено на себе.)

Еще раз: не стыдно чего-то не сразу уметь, ошибаться и учиться. Это нормально, все так начинают. Но быть самоуверенным, самодовольным рукопопом... такое себе. И, да, я — идеалистка. Творчество для меня, в первую очередь — это радость и крылья, о которых ты сам раньше не догадывался. Только потом — всё остальное.

Ворчать закончила.))

Кто ждет инструкцию по раскрашиванию домиков (и не только их) — теперь уже точно скоро будет. Пока посмотрите свежим глазом на то, с чем собираетесь работать. Возможно, где-то есть крошечные неровности, которые еще можно легко подшкурить или подрезать. С первыми работами у меня так было: кажется, что всё хорошо, но при окрашивании глаз цепляется за какую-то шероховатость, или ее выявляет тонирование (или финальное высветление) сухой кистью. Приходилось исправлять и перекрашивать. Такое разочарование от этого — словами не передать.

Напоминаю: Навигатор по всем темам канала