При всей своей признанности, Van Halen так и остались феноменом сугубо американским. Модель звучания группы в её «золотой» период не приобрела широкого круга подражателей за пределами США. Впрочем, могло ли быть по-другому, если даже её участники являются каноничным воплощением Американской мечты?
Будущие звёзды и лидеры группы, братья Эдди и Алекс – эмигранты и дети голландского музыканта – ступили на берег США в начале 1962 года с грошами в кармане. И только благодаря творческой плодовитости и ежедневному труду они смогли добиться армии поклонников и финансового успеха.
Группа Van Halen собралась в 75-м в составе: Дэвид Ли Рот - вокал; Эдди Ван Хален - гитара; Майкл Энтони - бас; Алекс Ван Хален - ударные. Этот состав, вплоть до 1984 года, был у группы постоянным. В 1977 г. Van Halen заключила контракт с фирмой грамзаписи "Warner Brosthers Records". Год спустя появился дебютный диск "Van Halen", который сразу же принес группе известность. Слушатели были покорены виртуозной гитарной техникой Эдди Ван Халена. Последнего мгновенно провозгласили "наследником" Ричи Блэкмора. И, кстати, не зря.
Действительно, именно Ван Хален стал наиболее ярким продолжателем дела Хендрикса и Блэкмора, открыв дорогу ко всеобщему признанию таким гитаристам-виртуозам, как Ингви Мальмстин, Джо Сатриани и Стив Вэй. Техника Эдди Ван Халена во многом предопределила стиль игры современных гитаристов тяжелого рока, задав приоритет скорости и филигранности исполнения, зачастую в ущерб мелодии. Также Ван Хален одним из первых стал широко и умело применять тэйпинг, т. е. игру пальцами руки на грифе гитары. Пожалуй, самыми яркими моментами дебютника и стали эти виртуозные запилы.
Несомненно, начало творчества у группы удалось в полной мере. После выпуска первой пластинки, группу ждал серьезный успех. Несмотря на это, последующие четыре альбома «Van Halen II» (1979), «Women And Children First» (1980), «Fair Warning» (1981) и «Diver Down» (1982) были слабее дебюта. Но это не значит, что с ними не стоит знакомиться.
Альбом - «Van Halen»
Страна – США, 1978 год
Стиль – hard rock
Содержимое: Надо признать, что уже с первой своей пластинки группа имела свой собственный почерк. В то время группа играла хард-рок, разбавленный (в умеренном количестве) рок-н-рольным весельем. А уж сами музыканты постарались на славу, в особенности это касается замечательного вокалиста Lee Roth’а и гитарного виртуоза Edward’а V. H.
Несмотря на то, что качество записи немного хворает, слушая данный материал, на это не обращаешь никакого внимания. Сам альбом слушается легко и непринужденно.
Два хит-сингла с него - "You Really Got Me", кавер The Kinks, и "Runnin' With The Devil" - вошли в американский Топ-40 и Топ-90 соответственно.
Лучшие композиции: хардовый номер "You Really Got Me", гитарный рок-н-ролл «Ice Cream Man», «Little Dreamer» и открывашка «Runin’ With The Devil».
Альбом - «Van Halen II»
Страна – США, 1979 год
Стиль – hard’n’heavy
Содержимое: В 1979 г. появился успешный (ну, по - крайней мере, очень «ровный») диск "Van Halen II", после чего группа отправилась в десятимесячный мировой тур.
На сцене Van Halen были настоящим воплощением энергии рок-н-ролла: Эдди священнодействовал с гитарой, а Дэвид выполнял акробатические трюки, не забывая размахивать микрофонной стойкой. 14 июля 1979 г. сингл "Dance With The Night Away" («Танцуй всю ночь напролет», лучшая вещь на пласте) попал на 15-ю строчку чартов США.
В целом, проблема у этого альбома только одна – за год до его выхода Van Halen задали столь высокий уровень, что из-за неё «Van Halen II» очень уж легко недооценить. Да, всё стало попроще, но в плане подачи, настроения и мелодизма претензий никаких нет. А уж требовать чего-то другого от тех Van Halen было бы, по крайней мере, глупо.
Лучшие композиции: "Dance With The Night Away"
Альбом - «Woman And Children First»
Страна – США, 1980 год
Стиль – hard’n’heavy
Содержимое: Конечно, странно, но в пору суровой борьбы за самоутверждение Van Halen выпустили этот во многом консервативный альбом. Лишь ближе к концу они показали разнообразие в виде Black Sabbath – овского нагнетания атмосферы (в небольшом треке «Tora! Tora!») и заигрываниями с кантри (вещь «Take Your Whiskey»).
Эдди, как всегда – вне конкуренции. Всю свою мощь он показал на дорожке «Loss Of Control». Диск не испытывает дефицита в ходах, но ему не хватает захватывающих мелодий и той энергетики, которая присутствовала на двух предыдущих работах. Композиции строятся на тонкой гитарной игре, часто меняющей свое настроение. Может быть поэтому «Woman And Children First» получился гораздо более сумбурным и гораздо менее интересным, чем хотелось бы.
Из всех классических работ группы, именно «Women and Children First» значительно проседает в своей популярности. Но риски были сознательными, ведь сам Эдди не раз признавался, что коммерческий потенциал своих идей для него на втором плане по сравнению с возможностью их выразить. Между тем, альбом можно обозначить, как своеобразный фундамент для звучания того же «1984» – пока что, очень сырой, неустойчивый и слишком неоднородный, но, как покажет время, перспективный.
И напоследок – энциклопедический факт. Своим названием альбом оказался обязан Дэвиду Ли Роту: когда после очередной бурной ночи, группу и остальных спящих начали будить криками «корабль тонет!», Дэйв ответил просто: сначала женщины и дети. Фраза прижилась в команде, а позже попала и в припев «Could This Be Magic?».
Лучшие композиции: «Loss Of Control».
Альбом - «Fair Warning»
Страна – США, 1981 год
Стиль – hard’n’heavy
Содержимое: «Fair Warning» часто упоминается, как самый мрачный альбом Van Halen. Причин этому несколько. Нарастающие творческие противоречия с Ротом и Тедом Темплмэном ещё не были столь критичны, но усиливали внутреннюю неудовлетворённость Эдди от невозможности полностью вывести творчество группы в вектор видимого ему развития. Именно этим он и объяснил превосходство мрачного настроения на новом альбоме, которое лирически подкрепил и сам Дэвид Ли Рот.
Но что гораздо больше отличает «Fair Warning» от предшественника, так это его монолитность и выверенность звука. Добиться этого удалось ровно потому, что альбом стал первой по-настоящему студийной работой группы; песни отшлифовывались и переписывались не на ходу, в течении многолетних выступлений по калифорнийским клубам, а в уютной и домашней, поистине, «стерильной» студийной обстановке.
Из необычных моментов – появление слайд-гитары в «Dirty Movies», истории о школьной отличнице, начавшей свою карьеру в фильмах для взрослых; более того, группа неожиданно обращается к регги на примере «Push Comes to Shove». В остальном же, Van Halen не забыли окончательно свои корни, что прекрасно слышно.
Впрочем, одновременно с этим, Эдди начал закладывать каноны совершенно новые – именно на «Fair Warning» в чистом и не скрытом маскирующими эффектами виде, открыто зазвучал синтезатор. Видимо, группа боялась реакции на свои нововведения и определила этот дебют на концовку альбома, зато выделив для этого сразу две позиции, но сказать, что количество переросло в качество, нельзя: или навыки обращения Эдварда с клавишным зверем были ещё не столь высоки.
«Fair Warning», по мнению самих музыкантов, воплотил парадоксальную ситуацию: значительно сбавив в коммерческом потенциале, группа стала ещё популярнее. Четвёртый альбом стал самым мало- и медленно продаваемым в первую эпоху Ли Рота; при этом, Van Halen продолжали укрепляться на Олимпе стадионного рока.
Кроме того, нельзя не отметить, что именно здесь Van Halen вплотную подошли к кондициям, окончательно отшлифованным на «1984»: звук, балансирующий между тёмными и яркими оттенками, и начало укрепления клавишных, как одного из своих изобразительных средств.
Лучшие композиции: «Unchained», первый тяжеловесный хит группы со времён «Runnin’ With the Devil».
Это только начало, самое интересное у группы еще впереди! А пока нажимаем на пальцы вверх и клавишу "пописаться".
Продолжение читайте тут.