В системе образования Германии обучение на рабочем месте является традиционным компонентом, а дуальная система играет важную роль в большинстве программ среднего профессионально-технического образования (СПТО).
Тем не менее, в последние годы привлекательность СПТО для/вместо старших классов школы средней школы в целом снизилась, и учащиеся, как правило, выбирают программы классического высшего образования. Одной из причин данной тенденции является общее старение населения: Федеральное статистическое управление Германии прогнозирует, что к 2060 году почти каждый третий житель Германии будет старше 65 лет (28,4%), в то время как численность населения трудоспособного возраста (20-65 лет) сократится на 7,7 процентных пункта до 57,2% (по сравнению с 2019 годом). Такая ситуация влияет на всю систему профессионально-технического образования и обучения, вызывая, например, сокращение числа учеников и повышение спроса на учащихся в сфере ухода за больными и здравоохранении.
Для решения этой проблемы разработано несколько стратегий, инициатив и стимулов, направленных на учащихся и поставщиков образования. Пересмотренный Закон о профессиональном образовании 2020 года способствует развитию ПТО, ориентированного на высшие классы школы (для учащихся с 14 лет), подчеркивая его эквивалентность академическому образованию путем создания новых степеней бакалавра-профессионала и магистра-профессионала, а также через внесение изменений в Закон о помощи в повышении квалификации, основного инструмента финансирования продвинутых профессиональных квалификаций.
Важнейшим элементом дуальной системы являются компании, обеспечивающие обучение на рабочем месте. Чтобы оказать им поддержку, был разработан целый ряд мер и инициатив, в основном направленных на малые и средние предприятия (МСП), так как в 2018 году около 99% учебных рабочих мест принадлежали к МСП и предоставляли место для обучения примерно 90% всех учащихся СПТО.
Другим направлением стало создание новых профессиональных квалификаций. Эти предметные дополнения или специализации могут быть получены во время начального профессионального обучения или же в процессе повышения квалификации и являются хорошей возможностью повысить профессиональную подготовку. В частности, в августе 2018 года было предложено 244 дополнительных квалификации; из них 214 – торгово-промышленными палатами и 30 - палатами ремесел. Большинство квалификаций относилось к области международно-востребованных/иностранных языков (96), далее следовали бизнес-администрирование/коммерческая сфера (42), а затем инженерное дело и технологии (38) (данные BIBB – Федерального института профессионального образования и обучения, 2020 г).
Дополнительные квалификации для программ начального профессионального образования (IVET) перечислены в базе данных AusbildungsPlus и определяются следующим образом:
- адресованные осваивающим признанные государством профессии в рамках формального образования;
- дополняющие профессиональное обучение вспомогательными предметами, связанными с профессией;
- происходящие во время профессионального обучения или, самое позднее, через полгода после его завершения;
- имеющие определенную продолжительность, не менее 40 часов;
- завершающиеся сертификатом/экзаменом учебного заведения, провайдера профессионального обучения или палаты, которые одновременно являются и основными поставщиками дополнительных квалификаций (BIBB, 2020).
В 2019 году почти 50% учащихся, получивших обязательное среднее образование, выбрали программы ПТО. Из них 12,9% поступили на Переходную программу, а 36,8% выбрали профессиональное образование, дающее право на трудоустройство, из них 67,4% предпочли обучение без отрыва от производства (BIBB, 2020).
ПТО является привлекательной моделью для структурированного перехода от школьной к трудовой жизни. Оно является основным вариантом для выпускников, получивших аттестат о неполном среднем образовании (Hauptschulabschluss - после 9 класса) или аттестат о среднем образовании (Realschulabschluss - после 10 класса). В последнее время его все чаще выбирают и выпускники с аттестатом о полном среднем образовании (Abitur), рассматривая ПТО как производственную практику.
Переходные программы
Для учащихся, которые сталкиваются с трудностями при поступлении в учебные заведения ПТО, дающие квалификацию для рынка труда, разработаны различные переходные программы, позволяющие получить квалификацию 1-2 уровней соответственно Европейской системы квалификаций (EQF):
1. Год предпрофессиональной подготовки (Berufsvorbereitungsjahr). Это годичный курс обучения (обычно на полный рабочий день), предлагаемый в профессиональных училищах и предназначенный для подготовки молодых людей к требованиям профессионального обучения и дающий им возможность получить аттестат об окончании неполной средней школы.
2. Год базовой профессиональной подготовки (Berufsgrundbildungsjahr). Это однолетний курс, который предполагает либо каждодневное посещение профессионального училища, либо комбинацию занятий с работой на предприятии. Учащиеся получают базовые знания в определенной профессиональной области. По окончании курса он может быть зачтен как первый год профессионального обучения в той же области.
3. Ознакомительное обучение (Einstiegsqualifizierung): стажировка на предприятии от 6 до 12 месяцев в сочетании с обучением в профессиональном училище. Учащиеся могут познакомиться с конкретной профессией, а предприятия - с этими молодыми людьми. Примерно для 70% учащихся это "распахнуло двери" для доступа к профессиональному образованию. Завершение этой программы может быть засчитано в качестве квалификационного периода для последующего ученичества.
Программы общего образования с профессиональной ориентацией
Подобные программы с профессиональной ориентацией (продолжительностью от двух до трех лет) предлагаются в дневных профессиональных учебных заведениях. Продолжительность обучения зависит от конкретной программы, по окончании которой учащиеся получают квалификацию, дающую возможность поступления в высшие учебные заведения. Далее они могут поступить на определенные университетские программы, связанные с имеющейся специализацией. Программы общего образования сосредоточены на различных областях, таких как сельское хозяйство, технологии или экономика. Для поступления необходим аттестат о среднем образовании. Краткосрочные стажировки на предприятиях рекомендуются, но не являются обязательными.
Программы ПТО на базе учебных заведений
Программы ПТО на базе учебных заведений продолжительностью от одного года до трех лет предлагаются в профессионально-технических училищах (Berufsfachschule) в дневное время и готовят учащихся к работе по многим профессиям. Продолжительность обучения зависит от области профессиональной деятельности и уровня квалификации. Обучение на рабочем месте предлагается непосредственно в школах или/и в форме стажировок. Если эти программы не предлагают полную профессиональную квалификацию, посещение может быть зачтено как первый год обучения по дуальной системе. Полную квалификацию можно получить в таких областях, как домашнее хозяйство и уход за больными, коммерция или здравоохранение (например, физиотерапевт, логопед). Для поступления требуется аттестат о неполном среднем или среднем образовании. При определенных условиях и в дополнение к профессиональной специализации учащиеся могут также получить квалификацию для поступления в высшее учебное заведение («двойная квалификация»).