16 апреля состоялся отчетный концерт хоровых коллективов ДПХС «Царевич». У нас не было возможности провести концерт в храме, и потому площадкой был выбран Актовый зал Сретенской духовной академии. С одной стороны – престижно. С другой – сплошные трудности в смысле «концертности» зала. Зал – не филармонический. Он актовый, т.е. предназначен для докладов и собраний. В нем высокая и крохотная сцена для президиума и докладчика, вытянутый в длину зал. Словом, помещение в этом отношении проблемное.
В то же время была организована онлайн-трансляция концерта. Живое выступление смотрело 700 человек, и в зале находилось 200 человек. За два дня запись посмотрело еще более тысячи человек – таких показателей наша студия не имела прежде. С этой стороны мы получили возможность широкой рекламы студии.
В концерте выступали все наши хоры – от самых младших, до самых старших. Младшие – первоклассники, хор мальчиков и Средний хор. Старшие – Мужской хор, Ансамбль девочек, Старший хор и сводный хор двух видов. Всего – семь коллективов.
Порадовал хор первого класса – выступали весело, задорно, не скованно. Руководитель хора – Анастасия Тугаринова стремилась вывести на сценические подмостки своих подопечных, и они не подвели.
Удивили выученностью программы мальчики. Тихон и Иван вымуштровали их до последней возможности. Некоторые параметры их исполнения даже превзошли дозволенное в таком юном возрасте – звонкость соперничала с сиреной, четкость не уступила бы парадному расчету Кремлевского полка, взаимодействие солистов и хора было выверено до секунды. Осталось только немного выправить вокальную часть и уменьшить децибелы. Но все эти пожелания носят рекомендательный характер.
Очень удачно выступил Средний хор под руководством Анны Климовой. Тонко, интересно, двухголосно, с поставленными движениями из русской великокняжеской жизни. Все смотрелось и слушалось на одном дыхании.
Ансамбль девочек не нуждается в комментариях. Еще не было повода усомниться в качестве вокала, в выразительности исполнения. Старшие девочки проходят настоящую профессиональную ансамблевую школу, которая выражается в безусловном пении наизусть, в свободе театрализации некоторых песен, в тонкости и изяществе сценического поведения и исполнения в целом. На них радостно смотреть, их интересно слушать. Иметь такой коллектив и такого руководителя – Варвару Алмазову – это чувствовать свою пользу, как руководителя студии.
Мужской хор выходит на новые творческие рубежи. Оставлен на время казачий репертуар, все более утончается исполнительский подход, все больше деталей и задуманных хоровых эффектов прослушивается в пении ребят. Что требует перемен – замечательные грантовые концертные папки должны выноситься на сцену только в исключительных случаях, и тогда творческая свобода устремит этот коллектив к высотам подлинного художественного парения. Чисто певческая работа ведется, но еще не достигла совершенства. Настала необходимость вокальной проработки каждой партии, чтобы хор воспринимался как первоклассный ансамбль. Сценическое поведение соответствует серьезности каждого отдельного певца – поющий народ не улыбается даже в самых веселых эпизодах. Тогда зачем петь песню из репертуара «Бони М»? Минимальные движения, присущие протестантскому исполнительству, были бы вполне уместны.
Старший хор представил наиболее развернутую программу, появившись на сцене дважды – в начале и в конце. Как управляющий этим хором дирижер, мне трудно оценить звучание хора по той причине, что пришлось несколько разменять место своей дирижерской дислокации. Но какое бы место не находилось, звук хора шел то выше, то в сторону от меня, то вообще почти не достигал моих дирижерских ушей. И все это потому, что сцена была мала и высока. Размер сцены создавал предельную скученность хористов, которым тоже было не слишком удобно производить сценические и музыкальные действия. Очевидцы же утверждают, что в зале слушалось неплохо.
Но внешний вид хора – не платья и туфли, а лица певцов совсем не радовали. Мы как будто вернулись во времена творческих «сфинксов». Испуг, растерянность были основными сценическими масками некоторых певцов. В добавок треть хора, и среди них участницы раскрепощенного ансамбля девочек, что огорчало, смотрели не отрываясь в ноты. Что они там пытались увидеть и понять? А ничего! Просто так привычнее и надежнее. По моему мнению эти факторы наиболее сказались на «картинке» хора – коллектив недовыглядел. Увы! Наши прекрасные и живые на переменах девочки стали непроницаемыми для художественных переживаний, и в этом случае их трудно назвать исполнителями. Они скорее – фиксаторы, поскольку представляли собой собрание испуганных существ, как будто случайно оказавшихся перед зрителями. И это не только мое мнение – это мнение всех хормейстеров Старшего хора.
Ну и наконец, новообразование – сводный смешанный хор показал себя довольно интересным и перспективным коллективом. Осталось только сознательнее относиться к общим спевкам, учить репертуар дома и тогда успех придет. Несомненно!
В заключении концерта прозвучала песня «Зеленая карета», в которой приняли участие три гитариста: Юлия Лихачева, Михаил Федулеев и Константин Басилов. Именно ими был обусловлен успех песни. Без сомнения, хору нравится текст и мелодия, замечательно обработанная Варварой Алмазовой для хора. Но не будь гитар, я даже не знаю, получилось бы что-то интересное?
А в самом конце – в эпилоге концерта была исполнена «Доброта» Юрия Тугаринова. Ее спел объединенный Средний и Старший хор. Такое заключение стало традиционным и неизменно приносит радость слушателям и детям.
Концерт прошел весьма организовано и в связи с этим хочется особо поблагодарить Анну Демидову, Веру Омелянчук, Светлану Смирнову и Ивана Старунова. Все стороны организации мероприятия – согласование зала и репетиционных помещений, трапеза, доставка костюмов, цветы – все было подготовлено на высшем уровне. Когда-то подобные мероприятия организовывал один человек. Теперь трудятся несколько и это правильно.
Фотографии Германа Дя