Сегодня необходимо быстро переориентировать экономику на производство многих позиций внутри России. В этом направлении можно отметить несколько успешных кейсов, но есть и определенные проблемы.
Актуальным является импортозамещение в сфере железнодорожного транспорта, что связано в первую очередь с увеличением грузопотока на восточном направлении.
Важным направлением импортозамещения являются информационные технологии. Ведутся работы по созданию отечественного магазина интернет-приложений. Это позволит создать площадку для отечественных разработчиков. В этом направлении есть уязвимость по программному обеспечению, особенно в области систем проектирования.
Реальных успехов в области ПО добилась компания NetTestBox. Инженеры из Самарского университета разработали оригинальную систему мониторинга качества передачи данных в интернете.
Вся химическая промышленность России сейчас активно организуется в холдинги, что позволяет более рационально распределять ресурсы и оперативно реагировать на рыночную ситуацию. Успешным примером является создание "титанового кластера" на базе предприятий "Крымский титан" и "Башкирская содовая компания" (БСК). Их объединение позволит развить производство диоксида титана, который жизненно необходим для лакокрасочной промышленности.
Нашумевшая в медийном поле проблема с офисной бумагой была оперативно решена Туринским целлюлозно-бумажным заводом (ЦБЗ). Он запустил линию по производству офсетной бумаги из собственного сырья. Для отбеливания бумаги используют гипохлоридную технологию, что позволяет не зависеть от иностранных поставщиков. Мощности завода естественно не покроют потребности всей России, но эта технология может быть достаточно быстро отмасштабирована на другие предприятия.
Предприятие НПП «Полет» поставило связное оборудование для самолета Sukhoi Superjet 100. Сейчас же оно усиленно работает над импортозамещением агрегатов и компонентов для пассажирского лайнера МС-21.
Для понимания реальной картины необходимо обозначить и трудности, с которыми будут сталкиваться российские производители.
Первая и самая главная проблема - это отсутствие достаточного количества технополисов, производственных помещений, складов и инфраструктуры именно для производства. В последние десятилетия экономика развивалась в основном в направлении торговли импортными товарами. И именно под это создавалась инфраструктура.
Сейчас ситуация поменялась кардинально. Нужны профи с технической подготовкой, понимающие, что на выходе должен быть конкурентоспособный продукт. Это ставит вопрос о подготовке кадров в рамках производственно-ориентированной системы образования.
Далее необходимы вложения в производственные помещения, склады, обеспечение доступом в интернет, логистику. Нужно обеспечить это все коммуникациями - электроэнергией, водой, канализацией, очистными сооружениями.
Новые производства должны быть организованы в сетевые кластеры как в Китае. Размещение на небольшой территории разноплановых производств позволит наладить кооперацию и логистику между предприятиями. Это даст возможность значительно сократить время на разработку и внедрение в производство.
Очень важный вопрос - снижение административного давления на бизнес.
Важным моментом также является распределение бюджетного профицита.
Это позволит направить достаточное количество ресурсов на развитие промышленности. Крайне важно, что сейчас на эту помощь могут рассчитывать не только системообразующие предприятия, но и перспективные производства, которые продемонстрировали реальные достижения.
Вектор развития экономики сейчас меняется. Примеры успешной реализации производственных проектов и подход к их финансированию позволяют надеяться, что процесс будет идти достаточно динамично.