«Мои генералы ничего не понимают в военной экономике», - постоянно жаловался Гитлер своему ближайшему окружению. Себя-то венский художник-недоучка, ясное дело, считал гуру в этом вопросе.
Как известно, фюрер не дожил до капитуляции страны, которую привел к краху. Не увидел ни Карлсхорста, ни Потсдама, ни оккупационных зон, ни репараций. Надеюсь, в аду читают мой блог, и перескажут Гитлеру – во что обошлись Германии его авантюры. В буквальном смысле слова – то есть в денежном выражении.
Сначала – немного скучной теории. Потерпите - совсем немного, честное пионерское.
Право государств-победителей на военную добычу существовало всегда. Его возводят к древнеримскому принципу «Vae victis », то есть «Горе побежденным». В сравнительно вегетарианском ХХ веке (всего-то 120 с лишним млн побежденных, подумаешь) римский принцип переосмыслили.
Теперь победители взимают военную добычу, именуемую «репарациями» и «контрибуциями» с побежденных в качестве компенсации за тот ущерб, который понесла страна-победитель. А если побежденный был еще и «плохим парнем», сиречь агрессором, то послевоенная участь его поистине печальна.
Вот теперь с этих позиций рассмотрим судьбу Германии, как страны-агрессора, проигравшей противоборство. Решения союзников по антигитлеровской коалиции, касавшиеся возмещению ущерба, были приняты еще в 1945 году на конференции в Ялте, и затем на Потсдамской уточнились. На тот момент отношения СССР с заклятыми англосаксонскими партнерами были безоблачны.
Поэтому решили, что:
- поскольку Советский Союз понес самые большие потери и материальный ущерб среди союзников, его доля в репарациях должна быть соразмерна;
- поскольку, напротив, оккупационная зона СССР [по хорошо известным причинам – в частности, благодаря горячему желанию вермахта сдаваться на Западе, и сопротивляться на Востоке] была самой маленькой, ему причиталась часть репараций с западных секторов оккупации.
Сразу скажу, забегая вперед, что уважаемые западные партнеры этот уговор не выполнили, и, выражаясь языком современных подростков, советского союзника «шваркнули на ржавые гвозди». Считается, впрочем, что если бы не скоропостижная смерть ФДР, то все могло бы пойти по-другому.
Ну, так все же – сколько мы получили от немцев за чудовищный ущерб, нанесенный ими в годы войны
Извольте, рассказываю:
• 400 тыс. железнодорожных вагонов с промышленной и сельскохозяйственной продукцией, в т.ч.:
• 72 тыс. вагонов строительных материалов;
• 2885 заводов;
• 96 электростанций;
• 340 тыс. станков;
• 200 тыс. электромоторов;
• 1 млн. 335 тыс. голов скота;
• 2,3 млн. тонн зерна [есть, правда, мнение, что часть этого зерна была из довоенных советских поставок Рейху];
• огромное количество другого оборудования, техники, продуктов питания, товаров народного потребления, культурных ценностей и т.п.;
• last but not least – мы вывезли из своей зоны оккупации немецкие технологии, мирные и не очень, вместе с их конструкторами и разработчиками, и заставили их работать, добровольно и не очень, на СССР.
Еще деталь – в отличие от Америки, почти не пострадавшей от войны, и Великобритании, пострадавшей незначительно, Советский Союз понес, помимо чудовищных потерь и разрушений, также огромную убыль в населении. В связи с этим нам нужны были не только немецкое золото, станки и технологии, но и, банально – рабочие руки, восстанавливать разрушенное. Поэтому до 1955 г. немецкие военнопленные не возвращались в Германию, которых использовали для восстановления городов которые были разрушены.
Спросите – а возместили ли немецкие репарации и технологии, плюс подневольный труд военнопленных немцев, нанесенный Германией нашей стране ущерб? Судите сами. Предупреждаю, что речь только о материальном ущербе. 27 миллионов погибших от рук немцев никакими репарациями не вернуть.
Так вот:
- по немецким оценкам [а МИД ФРГ сложно заподозрить в ошибке в нашу пользу] в счёт репараций СССР вывез из Германии имущества на 20-22 млрд долл. в ценах 40-ых гг. прошлого века;
при этом немцы нанесли нам прямой ущерб – разрушили городов и деревень, уничтожили инфраструктуры и разграбили имущества, в размере 128 млрд долл. в сопоставимых ценах; - иными словами, СССР получил от Германии в несколько раз меньше, чем потерял.
Причиной обычно называется то, что Советский Союз с 1.1.1954 по политическим причинам прекратил взимание репараций со своей зоны оккупации, к тому времени превратившейся в Германскую Демократическую Республику.
Заканчивая тему послевоенных репараций, нельзя не упомянуть два чувствительных вопроса:
- так называемые «перемещенные культурные ценности», то есть артефакты, насильственно вывезенные из страны их нахождения;
- трофеи советских воинов и генералов победного 1945 года [истории о пресловутых «генеральских вагонах с добром»].
Насчет первого – лично мне все ясно. Немцы грабили культурные ценности в СССР, мы после Победы вернули им должок. Но в послевоенные десятилетия Советский Союз честно отправил обратно в ГДР:
• Пергамский алтарь;
• Сикстинскую Мадонну;
• тысячи других артефактов, при этом:
Где до сих пор украденная Янтарная Комната? Где 115 млн печатных изданий наших архивов? Где артефакты из 173 ограбленных музеев? Тишина.
Ну, а касательно второго пункта все еще проще. Как гласит солдатская пословица, «Что с бою взято – то свято». Трофейное право никто не отменял, так что шах и мат, клеветники России.