Найти тему
L.Korolev // CEO PITM LLC

Владимир Забудько. Последний полет

Третье февраля 2018 года началось, как обычно. С утра Роман с Владом выполнил полет в зону деэскалации в районе Идлиба. Два полета по выявленным целям прошли успешно: выявленные цели были уничтожены. После обеда надо было совершить патрулирование в зоне Идлиба.

Третий полет прошел также успешно. Арсений Переломов проверил еще раз самолет — все было в порядке, заправка, полный заряд боекомплекта… Роман выслушал доклад своего друга и на мгновенье призадумался. «Знаешь, Арсений, когда я заканчивал школу, у меня состоялся разговор с матерью. Я тогда сказал ей, что буду поступать в летное. В тот вечер раньше обычного пришел отец, ему отменили четвертый полет, и мы тогда попили чаю и обговорили все проблемы… Вернуть бы те мгновения сейчас, но мне никто четвертый полет не отменит», — произнес он, садясь в кабину. Всегда улыбчивый Роман погрустнел, застегнул подвесную систему. Через мгновение два грача пошли на взлет, майор Переломов не спеша направился в инженерный домик.

Полет подходил к концу, штурмовики направлялись в сторону своего аэродрома, под их крылом мелькала оливковая роща. Вспышку с земли Влад увидел первым. Ракета, оставляя густой след, устремилась к самолету ведущего. «По тебе работают! Уходи! Маневрируй!» — Влад смотрел, как ракета сближалась с самолетом ведущего. «Вижу», — абсолютно спокойным голосом ответил Роман. Он завернул самолет в крутой вираж, но было уже слишком поздно… Все произошло за считанные секунды… И ракета точно вошла в сопло правого двигателя. Раздался сильный взрыв. На табло загорелась лампочка, сигнализирующая о пожаре. «В меня попали. Хорошо попали. Уходи в облака», — голос Романа был спокоен. Он перевел РУД правого двигателя на стоп, левый еще работал. Пилот удерживал самолет в горизонтальном полете в надежде на то, что левый вытянет… Кабина наполнялась дымом, самолет продолжал еще несколько секунд лететь, но в это время развалилось хвостовое оперение самолета, и он стал неуправляемым. Пилот дернул ручки катапульты, и в тот же миг сработала система катапультирования. «303-й сбит! Квадрат 36-16, срочно подымайте ПСС», — прокричал ведомый. Он наблюдал, как парашют несет Романа в оливковую рощу, а к нему уже по дороге устремились три машины. Влад перевел самолет в пикирование, ловя в перекрестье прицела бандитский джип.

Через секунды ракеты сходят с пилонов, оставляя на земле клубы взрыва. Самолет заходит на повторный заход, летчик видит вторую машину и переключает тумблер на пушку. Влад не видел приземляющийся парашют, он смотрел только на ненавистную машину и со всей яростью нажал на боевую кнопку.

Пушечные снаряды попали точно в цель, машина опрокинулась и загорелась. Но впереди показалась третья. Влад, стиснув зубы, на бреющем полете летел на машину. У него кончился боекомплект, в это время загорелась лампочка, сигнализирующая об аварийном остатке топлива, он уже ничем не мог помочь Роману. Арсений Переломов подходил к своей стоянке встречать свой борт. Вдруг завыла сирена готовности ПСС, машина со спецназом пронеслась к дежурному вертолету Ми-8, у которого уже пошли по кругу винты. На соседней стоянке стали раскручиваться лопасти боевых вертолетом Ми-24. Арсений с тревогой взглянул на часы, к его стоянке уже бежали специалисты инженерной службы. Первым был вооружейник, в его глазах была тревога: «Сергеевич, твой самолет сбили». На взлетную полосу выруливал Ми-8 со спецназом. В это время в небе показался штурмовик, он заходил на посадку сходу. «Топливо на пределе», — подумал майор Переломов. Штурмовик катился по полосе, а к нему уже мчались три «газика». Влад вылез из кабины, к нему первым подошел офицер спецслужбы, в руках у него был планшет с реальной информацией. «Майор Филипов погиб», — глухим голосом произнес спецназовец. Влад взглянул в планшет: боевики стояли у погибшего Романа. Вертолет со спецназом развернулся и порулил на свою стоянку. «Не успели», — подумал Влад и вспомнил сказанные Ромкины слова: «А если не дотяну, ПСС успеет меня спасти?»

Ромка приземлился рядом с огромным валуном, отстегнул парашют и быстро достал пистолет. Боевики уже успели взять его в кольцо. Первый игиловец, ринувшийся вперед в желании отличиться и взять нашего пилота, упал, сраженный пулей Романа. Боевики тут же залегли и открыли шквальный огонь по нашему летчику. Пули засвистели вокруг Романа, три из них достигли цели, тяжело ранив офицера. Майор Филипов, теряя силы, произвел еще несколько выстрелов. Игиловцы снова залегли и открыли стрельбу, затем пошли в очередную атаку к валуну, за которым укрывался летчик. Роман понял: он не успеет отстреляться из пистолета, тогда плен… Все это длилось мгновения. Отбросив пистолет, он взял гранату. Бандиты снова бросились к пилоту. «Это вам за пацанов!» - успел крикнуть Роман. Раздался взрыв, боевики снова упали на землю. Затем, снова поднявшись, крадучись стали приближаться к уже погибшему пилоту.

Все это время боевиков снимал оператор и транслировал в прямой эфир через Интернет. Боевики стояли над погибшим российским летчиком, еще не зная, что, умирая, он их победил. Все информационные блогеры, шельмующие Россию и ее воинов, не раз пожалели, что передавали все это в прямом эфире. Роман Филипов в тот смертельный миг понял, что уже никогда не увидит и не обнимет свою Олю и родную дочурку, не дождутся его мать и отец. Но он не дрогнул, не было страха перед смертью. Его простые слова - «Это вам за пацанов!» - стали символом русского мужества и воинской славы. Он заставил весь мир склонить перед ним голову. Весь мир, от Японии до Америки, восхитился подвигом российского летчика, выразил уважение и соболезнование его родным и близким. И эта память будет жить в веках.

Через несколько дней с помощью российских и турецких спецслужб тело российского летчика было передано на Родину.

6 февраля Указом Президента Российской Федерации Роману Николаевичу Филипову было присвоено звание Героя России посмертно. На аэродром Чкаловский, откуда отправляли гроб с телом Героя в Воронежскую область, прибыл проститься с отважным летчиком Министр обороны России Сергей Кужугетович Шойгу.

Для тысяч воронежцев этот февральский ненастный день был самым печальным, наверное, со времен войны. Несмотря на ненастную погоду, тысячи горожан пришли проститься со своим земляком. Воронеж, город воинской славы, погрузился в скорбь, вместе с ним переживали эту боль миллионы россиян от Приморья до Калининграда.

Среди тех, кто пришел проститься с Романом Николаевичем, были руководители области, губернатор Александр Викторович Гусев и председатель Воронежской областной Думы Владимир Иванович Нетесов. Все выражали соболезнование родным и близким погибшего героя. Был и еще один человек, который приехал проститься с погибшим пилотом. Он стоял рядом с руководителями области в штатском костюме. Это был Главком ВКС, Герой России Виктор Николаевич Бондарев, тот, который учил и ставил на крыло таких летчиков, как Роман Филипов и его товарищи. Тот, который летал и рисковал вместе с ним. Он хорошо запомнил Романа еще с того дня, когда он отличился в 2013 году на «Авиадартсе» в Воронеже. Военный летчик, прошедший не одно горнило войны, не мог и не хотел мириться с гибелью Романа. Каждая потеря таких пилотов, как Роман Филипов, была его личной трагедией и скорбью. Ему всегда хотелось уберечь летчиков, сохранить живыми, но, к сожалению, не всегда это удавалось. Воронеж простился с Героем. Школе, где он учился, присвоили его имя. Роман Николаевич Филипов навсегда останется в памяти нашего народа, ему ставят памятники и называют улицы его именем… Граждане нашей страны в это непростое время помнят и чтут память отважного офицера, Героя нашего времени.